Персонал — это самый «текучий» и «нестабильный», но важнейший фактор.
Менеджер по работе с частными клиентами — это лицо вашей компании, ее
рекламный ролик, самый сильный агент влияния на клиента. При этом персонал
— это одна из наиболее серьезных статей затрат. Еще на этапе собеседования
надо использовать возможность отобрать лучших людей для своей фирмы, тем
самым оптимизировать временные и финансовые затраты, чтобы сотрудники
однозначно оправдали, если хотите — окупили себя поскорее.
Существуют продукты, ценность которых для себя мы можем понять сразу,
увидев, пощупав, послушав. Новый телевизор в магазине вы можете оценить,
посмотрев на изображение и послушав звук.
А окна? Это товар, ценность которого представляется возможным оценить
только после того, как начнется процесс пользования. Увидев образец в
офисе, тяжело понять, насколько будет тепло в вашей квартире зимой, или
тише, если квартира находится вблизи проезжей части. Максимум — сразу
можно отметить лишь первоначальный внешний вид окон.
Поэтому, если в зале магазина электроники будут стоять только включенные
телевизоры, и не будет ни одного продавца рядом, процесс продажи, тем
не менее, будет происходить, что маловероятно в случае продажи окон. Представьте,
каких бы усилий стоило продавцу передать покупателю все те ощущения качественного
изображения и звука, если бы телевизор в зале нельзя было включить. И
какого уровня должен быть виртуоз-продавец, чтобы создать на словах у
покупателя ту же гамму ощущений и эмоций, как при просмотре телевизора.
А теперь оцените, в каких «экстремально» сложных условиях приходится работать
продавцам окон. Им на словах надо создать ощущение тишины и тепла, престижа
и комфорта, долговечности и надежности, а потом всеми эти преимуществами
обосновать стоимость окна. Понятно, что деловые навыки этих людей должны
быть на высоком уровне, и именно поэтому многие компании инвестируют в
развитие профессионализма менеджеров — сегодня это необходимость. В то
же время — это дополнительные издержки предприятия.
Каждый руководитель заинтересован в сокращении затратной части. Многие
это делают за счет количества или качества обучения, хотя эффективное
предприятие по статистике должно выделять на обучение не менее 5% от годового
оборота.
Затраты на повышение квалификации персонала крайне важны, а сегодня —
неизбежны. Необходимо оценивать эффективность вложений именно в каждого
конкретного человека, пришедшего на собеседование. Еще «на пороге» нужно
отсекать людей, неспособных к обучению и в дальнейшем принести прибыль
компании и окупить вложенные в него средства.
Качественный отбор кандидатов, действительно способных к продажам и работе
с людьми, изначально оградит от неоправданных затрат в будущем. Как это
сделать? Об этом далее подробно.
Начнем с резюме
У кандидата обязательно должно быть резюме и желательно с собой, в печатном
виде.
Важно обращать внимание на формат резюме, поскольку это тот документ,
который в первую очередь говорит о человеке, документ, который «продает»
его. Поэтому, если резюме неудобно читать, то кандидат, скорее всего,
не заботится о том, как он выглядит в глазах потенциального работодателя.
Также можно смело говорить о том, что кандидат при поиске работы не уделил
должного внимания подготовке и самопрезентации. Возможно, такой работник
в будущем будет так же относиться и к своим профессиональным обязанностям.
Сейчас очень много различных книг и компьютерных программ, которые могут
помочь составить резюме, так что небрежность здесь недопустима.
Компетенции — это базовые характеристики, которые являются значимыми для эффективного выполнения работы сотрудником в определенной должности и которые доступны для оценивания. К ним относятся все важные для работы знания, умения, навыки, личностные характеристики, способности, ценности и мотивы сотрудника.
Хорошо если вы выясните телефон последнего места работы и имя непосредственного
руководителя. Проконсультируйтесь у бывшего руководства о претенденте.
Даже если кандидат не занимался продажами на прошлом месте работы, вы
сможете получить ценную для вас информацию.
Например, задайте вопросы о таких качествах, как исполнительность, конфликтность,
активность кандидата, причина увольнения. Однако в этом вопросе следует
соблюдать деловую этику и спросить разрешения кандидата обратиться к бывшему
работодателю за консультацией. Например, в РФ это прямо предусмотрено
федеральным законом «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. Но не стоит
переоценивать полученную субъективную оценку с места прежней работы соискателя.
Даже если кандидат не имеет рекомендательных лиц и не дает разрешения
на общение с предыдущими наставниками/руководителями/работодателями, или
он ранее не занимался продажами, грамотный менеджер по подбору персонала
все равно может определить наличие этих качеств.
Собеседование
Не только кандидат должен готовиться к собеседованию, но и сотрудник компании,
который его проводит. Задача — на основе должностной инструкции определить
те компетенции, которыми должен обладать менеджер по продажам для успешного
решения своих задач.
Для проведения интервью кандидатов на вакансию «менеджер по продажам»
выбраны следующие компетенции, наиболее важные для работы в этой должности:
- Способность располагать к себе людей, устанавливать и поддерживать с ними партнерские отношения.
- Ориентация на клиента.
- Нацеленность на результат.
- Способность к быстрому обучению.
- Коммерческое мышление.
- Определение для каждой компетенции.
- Рекомендуемые ситуации, о которых следует поговорить с кандидатом. В некоторых формах их две. Если кандидат достаточно убедительно продемонстрирует владение компетенцией в ходе первой ситуации, можно не использовать вторую. Это позволит сэкономить время.
- Вопросы, которые должны быть заданы для оценки каждой компетенции. Дополнительные уточняющие вопросы задаются при необходимости.
- Место для заметок в процессе интервью.
- Описание шкал с перечнем примеров поведения для оценки компетенций кандидата.
- Сводная таблица итоговой оценки.
Последовательность действий на собеседовании
В нашей практике мы использовали следующие формы и ситуации. Представим их в соответствии с ранее перечисленными компетенциями менеджеров по продажам.
1. Способность располагать к себе людей, устанавливать и поддерживать с ними партнерские отношения. Способность внушать окружающим доверие, устанавливать и поддерживать с людьми эффективные партнерские отношения, приводящие к позитивным результатам в бизнесе.
СИТУАЦИЯ 1 | Пожалуйста, опишите случай, когда Вам было необходимо быстро расположить к себе незнакомого человека и установить с ним доверительные отношения. |
ВОПРОСЫ |
|
СИТУАЦИЯ 2 | Пожалуйста, опишите случай, когда клиент или другой человек, для которого Вы выполняли работу, изменил свои требования к ней. |
ВОПРОСЫ |
|
ЗАМЕТКИ | Пожалуйста, зафиксируйте навыки и примеры из опыта кандидата:
Ситуация… Действие… Результат… |
Форма для оценки
Уровень
|
Резюме ответов |
Оценка
|
Выше прием- лемого |
|
9
8 7 |
Прием- лемый |
|
6
5 4 |
Ниже прием- лемого |
|
3
2 1 |
2. Ориентация на клиента. Стремление сделать клиента и его потребности главным приоритетом в своей работе. Способность эффективно выстраивать и развивать конструктивные отношения с клиентом, понимать его потребности, искать приемлемые решения, достигать удовлетворенности клиента.
СИТУАЦИЯ 1 | Пожалуйста, опишите случай, когда клиент или другой человек, для которого Вы выполняли работу, оказался настроен к Вам резко негативно. |
ВОПРОСЫ |
|
СИТУАЦИЯ 2 | Приведите пример, когда Вам удалось предугадать потребности клиента или другого человека, для которого Вы выполняли работу, и подготовить удачное решение заранее. |
ВОПРОСЫ |
|
ЗАМЕТКИ | Пожалуйста, зафиксируйте навыки и примеры из опыта кандидата:
Ситуация… Действие… Результат… |
Форма для оценки
Уровень
|
Резюме ответов |
Оценка
|
Выше прием- лемого |
|
9
8 7 |
Прием- лемый |
|
6
5 4 |
Ниже прием- лемого |
|
3
2 1 |
3. Нацеленность на результат. Готовность брать на себя ответственность за выполнение поставленных задач. Умение эффективно решать возникающие проблемы и достигать наилучшего результата в установленные сроки.
СИТУАЦИЯ 1 | Приведите пример, когда Вы проявили последовательность и настойчивость в достижении результата в сложных обстоятельствах. |
ВОПРОСЫ |
|
СИТУАЦИЯ 2 | Приведите пример, когда Вы потерпели неудачу, но все равно продолжили добиваться результата? |
ВОПРОСЫ |
|
ЗАМЕТКИ | Пожалуйста, зафиксируйте навыки и примеры из опыта кандидата:
Ситуация… Действие… Результат… |
Форма для оценки
Уровень
|
Резюме ответов |
Оценка
|
Выше прием- лемого |
|
9
8 7 |
Прием- лемый |
|
6
5 4 |
Ниже прием- лемого |
|
3
2 1 |
4. Способность к быстрому обучению. Нацеленность на опережающее обучение и постоянное саморазвитие, умение быстро обучаться и способность эффективно применять полученные знания и навыки на практике.
СИТУАЦИЯ 1 | Пожалуйста, опишите ситуацию, когда Вам пришлось в короткое время изучить новую область и применить полученные знания на работе или вне работы. |
ВОПРОСЫ |
|
СИТУАЦИЯ 2 | Пожалуйста, опишите ситуацию, которая стала для Вас значительным опытом. |
ВОПРОСЫ |
|
ЗАМЕТКИ | Пожалуйста, зафиксируйте навыки и примеры из опыта кандидата:
Ситуация… Действие… Результат… |
Форма для оценки
Уровень
|
Резюме ответов |
Оценка
|
Выше прием- лемого |
|
9
8 7 |
Прием- лемый |
|
6
5 4 |
Ниже прием- лемого |
|
3
2 1 |
5. Коммерческое мышление. Умение управлять материальными ресурсами, стремление использовать наиболее выгодный с точки зрения затрат и получения прибыли метод работы, стремление быть в курсе последней информации о рыночной среде, в которой работает организация. Активный поиск новых возможностей для получения компанией коммерческой выгоды.
СИТУАЦИЯ 1 | Приведите пример, когда Вы предложили способ сэкономить ресурсы и денежные средства |
ВОПРОСЫ |
|
СИТУАЦИЯ 2 | Приведите пример, когда Вы предложили способ получения дополнительной прибыли. |
ВОПРОСЫ |
|
ЗАМЕТКИ | Пожалуйста, зафиксируйте навыки и примеры из опыта кандидата:
Ситуация… Действие… Результат… |
Форма для оценки
Уровень
|
Резюме ответов |
Оценка
|
Выше прием- лемого |
по снижению затрат и повышению прибыльности бизнеса. |
9
8 7 |
Прием- лемый |
|
6
5 4 |
Ниже прием- лемого |
|
3
2 1 |
Форма итоговой оценки кандидата по результатам
структурированного интервью
По результатам структурированного интервью Вы должны дать оценку того,
насколько выражена та или иная компетенция у кандидата. Оценка производится
по 9-бальной шкале, в соответствии с описанием уровней. Результаты сводятся
в единую таблицу и переносятся в оценочный лист. Затем вычисляется среднее
арифметическое суммы оценок по каждой компетенции.
Ситуация на рынке сейчас очевидна — существует серьезная проблема с
кадрами. Многие точки и офисы продаж закрываются по причине, что некому
эффективно работать, средства распыляются. Необходим профессиональный
отбор. Можно, конечно, сделать вывод, что все эти и им подобные методики
хороши «на словах», а нам, мол, работать надо и времени выбирать нет,
человек научится в процессе работы, «обкатается» и «оботрется», а там
будет видно. Процветает подход, как у прапорщика: «Не умеет — научим,
не хочет — заставим». Так в основном и происходит, но так дальше будет
продолжаться недолго, т.к. рынок развивается качественно: компании расширяются,
повышается уровень менеджмента, и персонал рассматривается как долгосрочный
ресурс прибыльности компании.
На рынке останутся только те компании, которые раньше начнут следовать
его тенденциям, еще на стадии выбора сотрудников применив профессиональный
подход и отобрав из претендентов только тех, в кого стоит вкладывать
средства для дальнейшего обучения технологиям продаж и повышения уровня
компетентности.
Компетенция / Уровень
|
Ниже приемлемого
|
Приемлемый
|
Выше приемлемого
|
||||||
Способность располагать к себе людей, устанавливать и поддерживать с ними партнерские отношения |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Ориентация на клиента |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Нацеленность на результат |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Способность к быстрому обучению |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Коммерческое мышление |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Упражнение «Индивидуальная продажа абсурдных вещей»
При отборе кандидатов можно использовать это упражнение. Задача для
кандидатов — подготовить и провести индивидуальную продажу абсурдных
вещей. Цель упражнения — оценить коммуникативные качества кандидата
и его социальные умения и навыки.
Варианты продаж абсурдных вещей:
Рекомендуемое время: на подготовку — 3 мин. На презентацию — 3 мин. Общее время — 6 мин. По итогам презентации экзаменатор должен дать оценку указанным умениям по 5-бальной шкале.
Способности / Умения / Навыки
|
Оценка
|
|||||
1
|
Умение установить первый контакт и войти в доверие к собеседнику |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
2
|
Умение выявлять потребности клиента |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
3
|
Способность регулировать свое поведение с учетом эмоциональных реакций собеседника в сочетании со стремлением настойчиво достигать намеченной цели |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
4
|
Умение убеждать |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Оксана Петрук, консультант
по организационному развитию
Business-Kreativ, Германия