| Основной целью принятия Закона № 229-IV является согласование его первой 
        редакции от 10 октября 1992 г. № 2694-XII с нормами Конституции, другими 
        законами (“Об обязательном государственном социальном страховании от несчастного 
        случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели 
        к потере трудоспособности”, “О налогообложении прибыли предприятий”,  Согласно ст. 13 Закона № 
        229-IV и ст. 153 КЗоТ обеспечение безопасных и безвредных условий  Согласно ст. 13 Закона № 229-IV и ст. 153 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) обеспечение безопасных и безвредных условий труда возлагается на собственника (работодателя) или уполномоченный им орган. Работодатель с этой целью обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, создает подчиненную непосредственно ему службу охраны труда на предприятии. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом (из ст. 15 Закона № 229-IV). Причем, служба охраны труда создается на всех предприятиях, где свыше 50 работающих, а не только на относящихся к производственной сфере, как было раньше. На предприятиях с численностью до 50 человек функции этой службы могут исполнять совместители — лица, имеющие соответственную подготовку. На предприятиях с численностью мене 20 человек для этого могут привлекаться независимые специалисты. Законом № 229-IV (ст.16) 
        не запрещается создавать комиссии по вопросам охраны труда на предприятиях, 
        где меньше 50 работников, Что касается комиссии по вопросам охраны труда, то Закон № 229-IV (ст. 16) не запрещает создавать ее и на предприятиях, где меньше 50 работников, что ранее ограничивалось законом в редакции 1992 г. (ст. 26). Закон № 229-IV (ст. 41) расширил право профсоюзов контролировать соблюдение работодателем требований охраны труда. Теперь они могут требовать не только устранения недостатков, но и немедленного прекращения работ на местах, где возникла угроза жизни или здоровью работников. Профсоюзы также имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и объектов производственного предназначения. Государственный надзор за соблюдением законодательства об охране труда 
        осуществляют (ст. 38 Закона № 229-IV): Что касается гарантий прав на охрану труда, то сейчас работнику не может предлагаться работа, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья (ст. 5 Закона № 229-IV). К производству работ повышенной опасности и таким, что требуют профессионального подбора, допускаются лица при наличии заключения психофизиологической экспертизы. Закон № 229-IV (ст.41) разрешил профсоюзам требовать не только устранения недостатков, но и немедленного прекращения работ на местах, где возникла угроза жизни или здоровью работников Работнику не может предлагаться работа, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья (ст.5 Закона № 229-IV) Все работники подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Закон № 229-IV (ст. 7) ввел ограничение, не позволяющее работодателю 
        оправдать одностороннюю отмену предусмотренных колдоговором дополнительных 
        льгот и компенсаций, например, по причине отсутствия средств, не предупредив 
        работника заранее (не менее чем за 2 месяца), что соответствует положению 
        ст. 32 КЗоТ. Ст. 9 Закона № 229-IV уже не содержит требования к собственнику трудоустраивать потерпевшего на своем предприятии, если тот не в состоянии выполнять свои прежние функции из-за частичной потери трудоспособности  Что касается охраны труда определенных категорий работающих, то отдельно 
        следует отметить уточнение, что возраст, с которого допускается 
        прием на работу, длительность рабочего времени, отпусков несовершеннолетних 
        определяются только законом (ст.11 Закона № 229-IV). Законом 
        Украины “О внесении изменений в статью 12 Закона Украины “Об охране труда” 
        от 25 ноября 2003 года № 1331-IV уточнено, что привлечение инвалидов к 
        сверхурочным работам и работам в ночное время возможно лишь по их согласию 
        и при условии, что это не противоречит рекомендациям медико-социальной 
        экспертной комиссии. Эта норма существует и в КЗоТ, ст. 172. Ст. 19 Закона № 229-IV предусмотрен 
        нижний предел (“не меньше”) затрат на охрану  Суммы затрат на охрану труда, относящихся к валовым, определены Перечнем мер и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июня 2003 г. № 994. Объемы и источники финансирования указываются в коллективном договоре (соглашении). Это положение в качестве добавки к прежним содержится в ст. 20 Закона № 229-IV. Там же добавлено, что стороны колдоговора предусматривают также меры по предотвращению пожаров. В отношении обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, 
        то в новую редакцию Закона (ст. 8) внесены дополнения относительно: Упразднена обязанность всех 
        предприятий получать разрешения органов Госнадзорохрантруда   Существенная новизна в Законе № 229-IV (ст.21) касается упразднения 
        обязанности всех предприятий получать разрешения органов Госнадзорохрантруда 
        Украины на начало их деятельности. Теперь это касается только получения 
        работодателем разрешения на начало и виды работ, связанных с повышенной 
        опасностью. Порядок выдачи разрешений Государственным комитетом по надзору 
        за охраной труда и его территориальными органами утвержден постановлением 
        Кабинета Министров Украины от 15 октября 2003г. № 1631. Перспективным пока что является экономическое стимулирование страхователей увеличением или снижением размера взносов в Фонд социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний в зависимости от состояния охраны труда, как это предусмотрено ст. 15 Закона № 229-IV. 
 Лысюк Н.А.,  
 
 
 | 
Новое в законодательстве об охране труда на предприятии в Украине
                     40 047
                
                    Влияние современных политических, экономических и социальных реалий нашего государства, естественно, проявляется и в отрасли охраны труда. Украина и Европейский Союз изменили условия сотрудничества, а также отход от моноцентризма государства в организации трудового процесса, разнообразие форм собственности и хозяйствования способствовали дальнейшему совершенствованию законодательства об охране труда. Важным этапом этого процесса является принятие Верховным Советом Украины закона “О внесении изменений в Закон Украины “Об охране труда” от 21 ноября 2002г. № 229-IV (далее — Закон № 229-IV).
            Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.
Рассказать друзьям
Присоединяйтесь, чтобы быть в курсе и получать еженедельную рассылку OKNA.ua
+380 44 501 XX XX +380 44 501 8736   
    +380 44 501 XX XX +380 67 467 1426 

