Новое в законодательстве об охране труда на предприятии в Украине

 39 622
Влияние современных политических, экономических и социальных реалий нашего государства, естественно, проявляется и в отрасли охраны труда. Украина и Европейский Союз изменили условия сотрудничества, а также отход от моноцентризма государства в организации трудового процесса, разнообразие форм собственности и хозяйствования способствовали дальнейшему совершенствованию законодательства об охране труда. Важным этапом этого процесса является принятие Верховным Советом Украины закона “О внесении изменений в Закон Украины “Об охране труда” от 21 ноября 2002г. № 229-IV (далее — Закон № 229-IV).

Основной целью принятия Закона № 229-IV является согласование его первой редакции от 10 октября 1992 г. № 2694-XII с нормами Конституции, другими законами (“Об обязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к потере трудоспособности”, “О налогообложении прибыли предприятий”,
“О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”) и нормативно-правовыми актами.
Остановимся на основных отличиях редакций Закона Украины “Об охране труда” 2002 и 1992 годов.
В Законе № 229-IV введено обобщающее понятие “работодатель” — собственник предприятия, учреждения, организации (далее — предприятия) или уполномоченный им орган независимо от форм собственности и вида деятельности, хозяйствования, и физическое лицо, использующее наемный труд.

Согласно ст. 13 Закона № 229-IV и ст. 153 КЗоТ обеспечение безопасных и безвредных условий
труда на предприятии возлагается на собственника (работодателя) или уполномоченный им орган

Согласно ст. 13 Закона № 229-IV и ст. 153 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) обеспечение безопасных и безвредных условий труда возлагается на собственника (работодателя) или уполномоченный им орган. Работодатель с этой целью обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, создает подчиненную непосредственно ему службу охраны труда на предприятии. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом (из ст. 15 Закона № 229-IV). Причем, служба охраны труда создается на всех предприятиях, где свыше 50 работающих, а не только на относящихся к производственной сфере, как было раньше. На предприятиях с численностью до 50 человек функции этой службы могут исполнять совместители — лица, имеющие соответственную подготовку. На предприятиях с численностью мене 20 человек для этого могут привлекаться независимые специалисты.

Законом № 229-IV (ст.16) не запрещается создавать комиссии по вопросам охраны труда на предприятиях, где меньше 50 работников,
что ранее ограничивалось законом в редакции 1992 г. (ст.26)

Что касается комиссии по вопросам охраны труда, то Закон № 229-IV (ст. 16) не запрещает создавать ее и на предприятиях, где меньше 50 работников, что ранее ограничивалось законом в редакции 1992 г. (ст. 26).

Закон № 229-IV (ст. 41) расширил право профсоюзов контролировать соблюдение работодателем требований охраны труда. Теперь они могут требовать не только устранения недостатков, но и немедленного прекращения работ на местах, где возникла угроза жизни или здоровью работников. Профсоюзы также имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и объектов производственного предназначения.

Государственный надзор за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют (ст. 38 Закона № 229-IV):
- специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;
- специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;
- специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности;
- специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.

Что касается гарантий прав на охрану труда, то сейчас работнику не может предлагаться работа, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья (ст. 5 Закона № 229-IV). К производству работ повышенной опасности и таким, что требуют профессионального подбора, допускаются лица при наличии заключения психофизиологической экспертизы.

Закон № 229-IV (ст.41) разрешил профсоюзам требовать не только устранения недостатков, но и немедленного прекращения работ на местах, где возникла угроза жизни или здоровью работников

Работнику не может предлагаться работа, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья (ст.5 Закона № 229-IV)

Все работники подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Закон № 229-IV (ст. 7) ввел ограничение, не позволяющее работодателю оправдать одностороннюю отмену предусмотренных колдоговором дополнительных льгот и компенсаций, например, по причине отсутствия средств, не предупредив работника заранее (не менее чем за 2 месяца), что соответствует положению ст. 32 КЗоТ.
В отношении возмещения вреда пострадавшему на производстве, то ст. 9 Закона № 229-IV уже не содержит требования к собственнику трудоустраивать потерпевшего на своем предприятии, если тот не в состоянии выполнять свои прежние функции из-за частичной потери трудоспособности. Это положение закона “Об охране труда” в редакции 1992 г. (ст. 11) изъято вместе с обязанностью платить целевые отчисления в Фонд занятости за каждого уволенного по этой причине, поскольку сейчас функции переобучения и трудоустройства таких пострадавших возложены на Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Украины.

Ст. 9 Закона № 229-IV уже не содержит требования к собственнику трудоустраивать потерпевшего на своем предприятии, если тот не в состоянии выполнять свои прежние функции из-за частичной потери трудоспособности

Что касается охраны труда определенных категорий работающих, то отдельно следует отметить уточнение, что возраст, с которого допускается прием на работу, длительность рабочего времени, отпусков несовершеннолетних определяются только законом (ст.11 Закона № 229-IV). Законом Украины “О внесении изменений в статью 12 Закона Украины “Об охране труда” от 25 ноября 2003 года № 1331-IV уточнено, что привлечение инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время возможно лишь по их согласию и при условии, что это не противоречит рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии. Эта норма существует и в КЗоТ, ст. 172.
Поскольку законодательством ликвидированы фонды охраны труда всех уровней, а в обязанности работодателей входит обеспечение системы управления охраной труда, в том числе финансовое, то ст. 19 Закона № 229-IV предусмотрен нижний предел (“не меньше”) затрат на охрану труда: 0,5% от суммы реализованной хозрасчетным предприятием продукции и 0,2% от фонда оплаты труда бюджетников.

Ст. 19 Закона № 229-IV предусмотрен нижний предел (“не меньше”) затрат на охрану
труда: 0,5% от суммы реализованной хозрасчетным предприятием
продукции и 0,2% от фонда оплаты труда бюджетников

Суммы затрат на охрану труда, относящихся к валовым, определены Перечнем мер и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июня 2003 г. № 994. Объемы и источники финансирования указываются в коллективном договоре (соглашении). Это положение в качестве добавки к прежним содержится в ст. 20 Закона № 229-IV. Там же добавлено, что стороны колдоговора предусматривают также меры по предотвращению пожаров.

В отношении обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, то в новую редакцию Закона (ст. 8) внесены дополнения относительно:
- разовых работ, связанных с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и т.п.;
- включения в колдоговор условий и норм приобретения, комплектования, выдачи и содержания средств индивидуальной защиты не только в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда;
- включения дополнительного обеспечения сверх установленных норм, если фактически условия труда работника требуют их применения.

Упразднена обязанность всех предприятий получать разрешения органов Госнадзорохрантруда
Украины на начало их деятельности. Теперь это касается только получения работодателем разрешения на начало и виды работ, связанных с повышенной опасностью.

Существенная новизна в Законе № 229-IV (ст.21) касается упразднения обязанности всех предприятий получать разрешения органов Госнадзорохрантруда Украины на начало их деятельности. Теперь это касается только получения работодателем разрешения на начало и виды работ, связанных с повышенной опасностью. Порядок выдачи разрешений Государственным комитетом по надзору за охраной труда и его территориальными органами утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 15 октября 2003г. № 1631.
В отношении наложения штрафных санкций на должностных лиц или работников, ст. 43 Закона № 229-IV однозначно соотносит это с нормами Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). А по ст. 231 КоАП привлечь к административной ответственности могут только специально уполномоченные органы исполнительной власти в области охраны труда.

Перспективным пока что является экономическое стимулирование страхователей увеличением или снижением размера взносов в Фонд социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний в зависимости от состояния охраны труда, как это предусмотрено ст. 15 Закона № 229-IV.

 

Лысюк Н.А.,
директор Национального НИИ
охраны труда

 

 

 

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее