Перспективы возобновляемого роста отрасли

 1 670
Регуляторные предпосылки, ресурсный потенциал и технико-экономи­чес­кие перспективы энергетического использования в Украине древесины и ее отходов — основа непрерывного развития отрасли.

В недалеком прошлом серьезной проблемой в деревоперерабатывающей и лесозаготовительной отраслях было использование древесных отходов лесопильных и дерево­обрабатывающих предприятий, а также лесосечных отходов. В настоящее время в Европе это перестало быть проблемой. Это связано с тем, что в последние десятилетия в европейских странах через экономические и экологические причины все более распространено производство тепла из возобновляемых источников энергии, в частности, из древесины или ее отходов, являющихся одними из самых весомых и дешевых возобновляемых источников энергии, процессами образования и воспроизводства которого можно управлять. Сегодня это стало на повестке дня и в Украине.
В научных кругах энергетическое использование древесины и отходов ее переработки обсуждается давно и повсеместно внедряется в деревоперерабатывающей отрасли. За последние два года в этой сфере начала наблюдаться стремительная активность частного бизнеса, что, с одной стороны, свидетельствует об экономической привлекательности этого вида деятельности, с другой — возможен риск слишком большой конкуренции, особенно в борьбе за ресурсы древесины, которые в Украине достаточно ограничены.
Однако на уровень государственной политики вопросы энергетического использования древесной биомассы в Украине были реально вынесены только в 2009 году. Актуальность этой проблемы очевидна, и в целях ее эффективного решения считаем целесообразным отметить несколько основных аспектов:

  • государственное регулирование;
  • ресурсные возможности;
  • экономические аспекты;
  • рынок сбыта;
  • технико-технологическое обеспечение;
  • транспорт.

    Государственное регулирование
    Реальный старт практическим действиям по разработке государственного регулирования вопросов энергетического использования древесной биомассы был дан 12 января 2009?г., когда Госкомлесхоз Украины обратился в Кабинет Министров Украины с инициативой разработки и принятия Государственной программы использования ресурсного потенциала биомассы деревьев для обеспечения потребностей страны в тепловой энергии.
    Уже 2 февраля этого же года, под председательством Премьер-министра Украины, проведено совещание с участием руководителей центральных органов исполнительной власти и Национальной академии наук по вопросу замены потребления газа в котельных коммунальных теплоэнергетических предприятий, на котором было дано протокольное поручение разработать Комплексную государственную программу переоборудования котельных для использования ими альтернативных источников энергии.
    Отдельным пунктом протокола этого совещания было зафиксировано: «С целью создания надлежащих условий использования древесной биомассы в недельный срок предоставить предложения по существенному увеличению глубины переработки древесины, эффективной разработки лесосек для полного использования отходов деревообработки, лесосечных отходов и дров для энергетических нужд».
    9 февраля 2009?г. в г.?Ивано-Фран­ковске под председательством Президента Украины было проведено совещание по вопросам использования альтернативных источников энергии (биомассы), а уже 19 февраля 2009 г. было принято распоряжение Кабинета Министров № 256-р «О первоочередных мерах по сокращению объемов потребления природного газа на период до 2010 г.», в котором поставлены первоочередные задачи по внедрению альтернативных источников энергии, назначены исполнители и определены сроки выполнения.
    26 марта 2009 г. в Киеве Президентом Украины проведено совещание с руководителями центральных органов исполнительной власти и областных государственных администраций по вопросу реализации государственной политики в сфере энергоэффективности, энергосбережения, а также использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
    Верховной Радой Украины 21.05.2009 принята новая редакция закона Украины «Об альтернативных видах топлива», (Название Закона в редакции Закона N 1391-VI (1391-17) от 21.05.2009). Принятый Закон предоставляет все необходимые законодательные основания и экономические стимулы для внедрения современных технологий энергетического использования древесной биомассы.
    Накануне Дня работников леса, 16 сентября 2009?г., было проведено отдельное заседание Кабмина Украины по вопросу развития лесного хозяйства, на котором, в числе девяти нормативных актов по лесному хозяйству, принято Распоряжение о выделении из Стабилизационного фонда Государственного бюджета 25,0 млн. грн. для приобретения 10 технологических комплексов по сбору и переработке лесосечных отходов и малоценной древесины в энергетическую (топливную) щепу и ее транспортирования для сжигания в котельных жилищно-коммунального хозяйства.
    Таким образом, вопрос был поставлен на государственном уровне, вынесен в ранг государственной политики, решен законодательно и подкреплен финансово. То есть украинскими властями на сегодняшний день уже созданы благоприятные регуляторные предпосылки для энергетического использования древесной биомассы.

    Ресурсные возможности
    Что касается ресурсных возможностей, то запас древесины в лесах Украины оценивается в пределах 1,8 млрд. м3. Ежегодно в Украине заготавливается около 15,0 млн. м3. Кроме того, в процессе лесозаготовок образуется около 2,0 млн. м3 лесосечных остатков, которые в настоящее время обычно не используются, а сжигаются или сгнивают на срубах. Именно эти лесосечные запасы являются основным резервом энергетической древесины в среднесрочной перспективе, которые по суммарной теплотворной способностью могут заменить около полумиллиарда кубометров природного газа.
    Примерно 5,2–5,3 млн. м3 заготовляемой в Украине древесины по своим качественным характеристикам может быть направлена на распыления. Если всю эту древесину распилить в Украине, не экспортируя кругляк, и учесть все отходы, образованные в процессе ее глубокой переработки в производстве мебели, столярно-строительных или иных изделий, то ресурсный потенциал отходов древесины оценивается примерно в 2,8–3,0 млн. м3 в год.
    Кроме этого, до последнего времени не имели сбыта в Украине около 0,8–1,0 млн. м3 дров топливных. Сюда же можно добавить еще 1,0–1,2 млн. м3 технологического сырья, не задействованного в производстве древесных плит, которое сегодня экспортируется.
    Таким образом, потенциальные ресурсные возможности энергетической древесной биомассы в Украине, при условии ее полного использования, могут быть оценены в объемах 6,5–7,0 млн. м3.

    Таблица 1. Наличие биоресурсов энергетической древесины по их месторасположению, м3

    Экономические аспекты
    В настоящее время в Украине сложились неблагоприятные экономические условия для массовой промышленной переработки отходов лесопиления в высокотехнологичное биотопливо из-за отсутствия крупных лесопильных предприятий, где сосредоточивались бы большие объемы древесных отходов, а значительные транспортные расходы существенно снижают потенциал прибыльности такого производства.
    Хорошие перспективы имеет переработка (дробление) лесопильных отходов на топливную щепу, поскольку экономически выгоднее получать тепловую энергию путем непосредственного сжигания такой щепы, которая технологически дает возможность автоматизировать процесс сжигания и регулировать теплогенерацию практически на том же уровне, что и топливные гранулы, но щепа значительно дешевле гранул (пеллет), себестоимость производства которых около €50–60 за тонну. То есть стоимость тонны условного древесного топлива в гранулах на €80–100 дороже по сравнению со щепой.
    К недостатку щепы можно отнести необходимость в больших помещениях и оборудовании для ее хранения, транспортировки и сжигания, что снижает привлекательность использования щепы в условиях плотной застройки в частном секторе или нехватки земли и помещений в промышленных котельных.
    Учитывая низкую (15,7%) лесистость, в Украине леса, за исключением Полесья и Карпат, растут небольшими массивами, поэтому так сложилось, что сегодня в Украине работают не более десятка предприятий, перерабатывающих на одной производственной площадке 25,0 и более тыс. м3. древесины в год.
    Это является сдерживающим фактором для внедрения современных технологий переработки отходов лесопиления в такие виды древесного топлива, как древесные гранулы, брикеты, жидкое биотопливо и другие экологически нейтральные по эмиссии СО2 источники энергии, технология производства которых рассчитана на большие объемы переработки сырья.
    Учитывая изложенное, в будущем целесообразно создание в Украине нескольких относительно крупных комплексных деревоперерабатывающих предприятий с объемами лесопиления свыше 100,0 тыс. м3. в год и переработкой на месте образуемых отходов в высокотехнологичное биотопливо.

    Таблица 2. Ориентировочное наличие биоресурсов энергетической древесины по видам, м3

    Рынок сбыта
    До недавнего времени использование топливных гранул в Украине было экономически нецелесообразным из-за низких цен на природный газ. Поэтому их производители ориентировались исключительно на экспорт.
    По данным Института технической теплофизики Национальной академии наук Украины, годовое производство топливных гранул в нашей стране составляет около 280 тыс. т, из которых 1/3 гранул из древесины и ее отходов.
    Сегодня цена газа для части потребителей в Украине уже приведена к рыночным условиям, а в ближайшем будущем станет таковой для всех потребителей газа. Это создает позитивные экономические предпосылки не только для производства, но и для потребления гранул на украинском рынке, тем более учитывая значительно меньшие, по сравнению с Европой, требования к качеству этой продукции в Украине. Такая ситуация будет сохраняться несколько лет, как минимум до принятия украинских стандартов, регламентирующих качество топливных гранул в соответствии с европейскими нормами по зольности.
    Поэтому прогнозируем, что вначале на внутренний рынок по более низким ценам будут реализовываться топливные гранулы, которые не соответствуют европейским стандартам и не смогут быть проданы в странах ЕС. Это будет способствовать созданию рынка древесных топливных гранул в Украине, который со временем будет потреблять большую часть произведенных в Украине гранул.
    Изложенное можно обосновать следующим образом. Запасы леса в Украине относительно небольшие, и при нормальном развитии экономики страны все эти запасы, включая энергетическую древесину в виде отходов лесопиления и лесосечных остатков, будут поглощены внутренним рынком.

    Технико-технологическое обеспечение
    Важнейшим аспектом эффективности использования отходов лесопиления является технико-технологическое обеспечение процесса не только их переработки, но и процесса их создания.
    То есть эти два процесса — образование лесопильных отходов и их переработка в биотопливо — должны быть связаны в один непрерывный технологический цикл. Причем этот цикл должен начинаться с лесосеки и лесной дороги, из транспортного обеспечения процесса, как в качественном, так и в логистическом контексте. Только таким образом можно обеспечить высокие качественные и экономические показатели продукции, а значит, и конкурентоспособность производства.
    До недавнего времени в Украине в производстве и потреблении древесного биотоплива использовали в основном импортное оборудование. Поэтому большим позитивом является то, что несколько отечественных предприятий уже производят недорогое оборудование приемлемого качества для лесопиления и переработки лесопильных отходов в щепу, брикеты и гранулы, а также котлы для сжигания этих видов биотоплива.

    Транспорт
    Дополнительными проблемами, которые сдерживают внедрение новых технологий энергетического использования древесины, являются отсутствие развитой сети качественных лесных дорог и отсутствие отечественного производства специализированного лесозаготовительного и лесотранспортного оборудования для первичной перевозки лесопродукции.
    Такое положение не позволяет вводить процесс вывоза древесины непосредственно с лесосек на транспортных средствах, что приводит к необходимости трелевки на расстоянии до 2–3 км, во время чего происходит значительное загрязнение древесины, а соответственно, и будущих отходов лесопиления, что в свою очередь существенного ухудшает условия и саму привлекательность использования такого загрязненного сырья для производства топливных гранул.
    Проблему загрязненной древесины могло бы решить предшествующая окорка или мытье пиловочного сырья, но эти технологии дорогие, и мелкие лесопильные предприятия, которых в Украине большинство, не могут их приобрести и экономически выгодно использовать.
    Следует отметить, что и в вопросе строительства транспортной инфраструктуры лесных территорий есть положительные сдвиги. Так, в течение 2007–2009  гг. в Украине построено более 650 км новых лесных автомобильных дорог, в том числе 405 км за счет средств госбюджета. Также в 2008–2009 гг. после разрушительного наводнения в Карпатах за счет госбюджета было восстановлено 1160 км лесных дорог и заново построено 496 мостов на лесных дорогах.
    Для обеспечения транспортно-технологического доступа к лесным ресурсам в лесах Украины необходимо ежегодно строить разветвленную сеть новых высококачественных лесных дорог суммарной протяженностью не менее 500,0  км, внедрять при планировании, проектировании и строительстве лесотранспортной сети современные инновационные технологические подходы и дорожно-строительную технику, которые позволяют строить лесные дороги качественно и недорого.
    Важным направлением увеличения объемов древесной биомассы является организация энергетических плантаций древесных пород, в частности, лозы, некоторые сорта которой, по материалам 5-й международной конференции «Энергия из биомассы», могут давать прирост до 15 т. воздушно-сухой древесной биомассы с 1 га в год. Однако этот вопрос требует определенных наработок лесоводческо-экологического характера. Поэтому следует отдельно рассматривать предпосылки плантационного выращивания, переработки и использования энергетической лозы, перспективы которой в Украине огромные, особенно с учетом земель, условно пригодных к сельскохозяйственному использованию (возврат земель из зон радиоактивного заражения после аварии на ЧАЭС в хозяйственный оборот).

    Заключение
    Вышесказанное позволяет прогнозировать, что при дальнейшем благоприятствовании со стороны государства и выполнении задекларированных властью решений, в течение ближайших лет в Украине может быть осуществлено ощутимое строительство лесных дорог и производство всего перечня оборудования для комплексной лесоэксплуатации и переработки древесины. На этой основе может быть широко внедрена комплексная переработка древесины для получения готовой продукции, а ее отходы можно будет повсеместно применять в качестве возобновляемого источника энергии.

    Список использованных источников:
    1. Energy for the future: renewable sources of energy. White paper for a community strategy and action plan. Bruxelles, 1997. — 53 p.
    2. Вах Е., Микелевич Д. Возобновляемые источники энергии в энергетической политике европейских стран / / Рынок инсталляционный. — 2000. — № 6. — С. 7 9.
    3. Forest and energy. Key issues. / / FAO forestry paper. № 154. — Rome: FAO UN. — 2008. — 56 p.
    4. Закон Украины/ Об альтернативных видах топлива/ (Название Закона в редакции Закона N 1391?VI (1391-17) от 21.05.2009) (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2000, N 12, ст. 94).
    5. Лесное хозяйство Украины. — К.: Государственный комитет лесного хозяйства Украины. — 2009. — 71 с.
    6. Пристая А.Д., Коржов В.Л. Совершенствование транспортной инфраструктуры в лесах Украинских Карпат / / Оборудование и инструмент для профессионалов. — 2008. — № 5. — С. 76–78.


    А. Пристая, к. т. н., заместитель председателя Госкомлесхоза Украины,
    по материалам: lesovod.org.ua

  • Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.
    Алюмінієвий профіль для будівництва

    Новое и лучшее