В планах развития на 2008 год и перспективу руководители компаний закладывали
высокие темпы роста оконно-фасадного рынка, рассчитывая на сохранение
сложившихся тенденций, решения принимались на основе масштабных планов
жилищного и гражданского строительства, а также результатах многочисленных
маркетинговых исследований [5, 16].
Однако в действительности ситуация на российском рынке развивалась по
другому сценарию, кризис в строительной отрасли привел к сокращению объемов
жилищного строительства во 2-й половине 2008 г. и в течение 2009 г. В
результате Минрегионразвития РФ пересмотрел итоговые показатели ввода
жилья на 2009–2010 гг. и до 2012 года (табл. 1). Выход на показатели 2008
года ожидается лишь в 2012 году.
Ситуация усугубляется еще и тем, что кризис по времени совпал с очередной
реформой строительной отрасли — переходом с 1 января 2010 г. к саморегулированию,
текущая деятельность строительного сообщества была связана с организацией
СРО и получением компаниями свидетельств о допуске к определенному виду
(или видам) работ [11], а не с разработкой программы развития массового
жилищного строительства.
Несмотря на то, что руководители и специалисты строительного комплекса
по-разному оценивают причины, следствия и перспективы выхода отрасли из
кризиса [6, 7, 8, 9, 10], в главном их мнения совпадают: экономический
кризис — хороший момент для перемен, для принятия важных решений, обновлений
и пересмотра ситуации.
Вместе с тем следует отметить очевидное нежелание объективно говорить
о проблемах отрасли (подавляющая часть публикаций и аналитических материалов
имеет заказной характер), в качестве откровений воспринимаются такие оценки,
как например:
«Самое главное изменение на рынке риелторских услуг — переориентация на
покупателя. Если ранее около половины сделок совершались в инвестиционных
целях, то сегодня основной потребитель недвижимости и, соответственно,
наших услуг — это физическое лицо, решающее свои жилищные проблемы: семьи,
которые, переезжая, улучшают условия жизни. И это максимально приблизило
весь рынок к пересмотру принципов работы, ведь, покупая и продавая квартиры
десятками при перегреве рынка, риелторы отошли от клиентоориентированности,
они фактически стали брокерами по продаже ценных бумаг. На мой взгляд,
слава богу, что это произошло: наш рынок сейчас становится клиентоориентированным,
таким, каким он и должен быть.» [8]
«В России изменилась структура спроса, в частности, выросла заинтересованность
населения в жилье эконом-класса и малоэтажном жилье. Однако возведению
небольших и дешевых зданий мешает ряд проблем и среди них — отсутствие
законов об индивидуальной застройке, жилищных кооперативах, стройсберкассах.»
[11]
В связи с отсутствием программы развития массового жилищного строительства,
базирующейся на государственно-частном партнерстве для наращивания объемов
жилищного строительства и формирования цивилизованного рынка недвижимости
с учетом обязательств государства перед отдельными социальными группами
населения, в настоящее время чрезвычайно сложно прогнозировать развитие
ситуации на строительном рынке.
Производство СПК, являясь «ведомой» отраслью, зависит от потребностей
строительной отрасли, которые в ближайшей перспективе будут определяться
эффективностью практических действий по преодолению кризиса.
В условиях кризиса производителям СПК в целях сохранения позиций на рынке
рекомендуются достаточно очевидные решения:
Не отрицая важности указанных вопросов, предлагается рассмотреть ряд проблем, которые предстоит консолидированно решать оконному бизнес-сообществу, в их числе:
1. актуализация нормативной базы оконно-фасадной индустрии;
2. продвижение на рынке инновационной продукции, удовлетворяющей повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности;
3. противодействие недобросовестной конкуренции.
1. Актуализация нормативной базы оконно-фасадной индустрии
Политика в отношении применения энергоэффективных СПК в строительстве в последние годы характеризовалось непоследовательностью, которая была обусловлена следующими факторами:
Принятые же в 2009 г. Федеральные законы РФ [1, 2, 3] переводят требования по энергосбережению и безопасности в строительстве зданий и сооружений в число обязательных и приоритетных, соответственно, новые повышенные требования должны быть введены в национальные стандарты на оконные и балконные дверные блоки, фасадные системы и их компоненты.
1.1. Пересмотр действующих и разработка новых национальных
стандартов
Предстоит пересмотреть действующие и разработать новые национальные
стандарты, которые обеспечат производство, обращение на рынке и применение
СПК, удовлетворяющих предъявляемым требованиям по энергосбережению и
безопасности, в том числе на оконные блоки и балконные двери; фасадные
светопрозрачные конструкции; материалы и комплектующие; стекло и стеклопакеты;
методы определения эксплуатационных характеристик и др.
Подлежат пересмотру базовые стандарты (ГОСТ 23166-99 Блоки оконные.
Общие технические условия; ГОСТ 30674-99 Блоки оконные из поливинилхлоридных
профилей. Технические условия; ГОСТ 24700-99 Блоки оконные деревянные
со стеклопакетами. Технические условия; ГОСТ 24866-99 Стеклопакеты клееные
строительного назначения. Технические условия), также должны быть разработаны
новые стандарты (ГОСТ Р Светопрозрачные ограждающие конструкции. Классификация.
Методы расчета и испытаний; ГОСТ Р Фасадные светопрозрачные конструкции.
Общие технические условия; ГОСТ Р Устройства поворотные, откидные и
поворотно-откидные для оконных и балконных дверных блоков противовзломные.
Технические условия).
В связи с повышенными требованиями по энергосбережению в первую очередь
должна быть изменена классификация изделий по показателю приведенного
сопротивления теплопередаче (ГОСТ 23166-99 Блоки оконные. Общие технические
условия).
По данным АПРОК, значения результатов испытаний по оценке эксплуатационных
характеристик светопрозрачных конструкций в соответствии с ГОСТами,
принятыми в отрасли, могут различаться друг от друга на 25% и более
(Информационное письмо № 30 от 25.05.06. Рекомендации по оценке технических
характеристик светопрозрачных конструкций на территории России).
Столь высокий разброс значений результатов испытаний вызван недостатками
применяемых методов испытаний и ограниченными техническими возможностями
приборов и оборудования, которыми оснащены испытательные лаборатории,
не позволяющими обеспечить требуемую точность результатов.
Данное положение практически обесценивает действия компаний, направленные
на повышение теплофизических характеристик светопрозрачных конструкций,
чем с успехом пользуются недобросовестные производители.
В связи с этим требуется пересмотреть ГОСТ 26602.1-99 Блоки оконные
и дверные. Методы определения сопротивления теплопередаче, и соответственно
требования к технической оснащенности испытательных лабораторий.
1.2. Гармонизация норм и правил в рамках Таможенного
союза и Единого экономического пространства
«В качестве вектора развития на ближайшее время хотел бы назвать необходимость
гармонизации законодательства, норм и правил в рамках Таможенного союза
и Единого экономического пространства», — из выступления Д.А. Медведева
на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации
и технологическому развитию экономики России, состоявшейся 20 января
2010 года в г. Липецке.
В Перечень поручений по результатам заседания Комиссии при Президенте
Р Ф по модернизации и технологическому развитию экономики России (г.
Липецк, 20 января 2010 г.) включено указание:
е) подготовить проект межправительственного соглашения «О техническом
регулировании» с государствами — участниками Таможенного союза и ЕврАзЭС,
а также предложения по поэтапному переходу на единую систему технического
регулирования и поэтапной гармонизации национальных законодательств
в области технического регулирования; срок — 1 апреля 2010 г.
В процессе пересмотра действующих и разработке новых национальных стандартов
необходимо предусмотреть их гармонизацию со стандартами Республики Беларусь
и Республики Казахстан1.
Таблица 1
2. Продвижение на рынке инновационной продукции, удовлетворяющей повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности
В продвижении на российском рынке современных СПК необходимо учитывать
специфические особенности конкретных групп потребителей, основными среди
которых являются частные и корпоративные заказчики.
2.1. Информирование различных групп населения данными
об эффективности применения современных светопрозрачных конструкций
(энергосбережение, безопасность, комфорт и экология)
В настоящее время из числа участников инвестиционно-строительного процесса
в энергосбережении экономически заинтересован преимущественно конечный
потребитель, который оплачивает жилищно-коммунальные услуги (отопление,
горячее и холодное водоснабжение, газ, электроэнергия и пр.). Сегодня
частный заказчик является основным потребителем СПК (доля индивидуального
домостроения составляет 47,7%; замена окон, остекление балконов и лоджий
в действующем жилом фонде превышает потребности нового строительства
в оконных и балконных дверных блоках)2, именно на эту категорию потребителей
должна быть направлена так называемая «социальная» реклама.
«Социальная» реклама эффективности применения современных СПК должна
быть акцентированной, содержательной и разнообразной, включая:
1 Примечание редакции. В Украине утвержден и действует
«Технический регламент строительных изделий, строений и сооружений»,
введенный Постановлением Кабмина Украины от 20.12.06 №1764, который
разработан с учетом требований Директивы Совета Европы 89/106/ЕЕС от
12.12.1988 г. Таким образом, все нормативно-техническое регулирование
и национальные стандарты Украины в области строительства (и введенные,
и разрабатываемые, в том числе по окнам, дверям и фасадам) гармонизируются
с законодательством и регламентами ЕС (подробнее см. «Окна. Двери. Витражи.
Бизнес-Выпуск», 2010 г., стр. 42–44, 45–48).
2 Примечание редакции. По оценке Ассоциации Украинских Производителей
Светопрозрачных Конструкций (АУПСК) в 2009 г. в Украине соотношение
замененных светопрозрачных конструкций (СПК) в действующем жилом фонде
в полтора раза превысило метраж СПК, установленных в новом строительстве
(см. «Окна. Двери. Витражи. Бизнес-Выпуск», 2010 г., стр. 56–57).
2.2. Создание целостной системы правовой, организационно-методической
и нормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла светопрозрачных
конструкций (СПК) нового поколения
Корпоративный заказчик, в отличие от частного, не является конечным
потребителем и экономически не заинтересован в реализации мероприятий
по энергосбережению, поэтому воздействие на эту группу потребителей
следует осуществлять путем контроля за соблюдением в проектных решениях
нормативных требований по энергосбережению, создания условий, обеспечивающих
их выполнение в практике строительства.
Как показало прошедшее время, акцент исключительно на разработку и введение
в действие стандартов не решает вопросов, связанных с грамотным применением
СПК нового поколения на строительных объектах. В последнее время получила
широкое распространение практика установки на объектах различного назначения
СПК нового поколения, не соответствующих по теплофизическим характеристикам
природно-климатическим условиям конкретного региона.
В первую очередь это вызвано упрощенным подходом к остеклению зданий,
сложившимся в предшествующие годы, когда проектирование остекления сводилось
к выбору конструкции из типоразмерного ряда оконных блоков по ограниченному
перечню исходных данных: тип здания (жилое, общественное), высота и
площадь помещения.
С другой стороны, упрощенный подход к остеклению зданий обусловлен неопределенным
правовым статусом СПК, которые, согласно Правил содержания общего имущества
в многоквартирном доме, не включены в состав общего имущества.
Анализ состояния правовой, организационно-методической и нормативно-технической
документации на стадиях жизненного цикла СПК нового поколения показывает,
что существующая документация не представляет собой целостную систему,
в полной мере учитывающую особенности проектирования, производства,
приемки-сдачи и эксплуатации СПК (табл. 2).
2.2.1. Проектирование зданий и сооружений
Тенденции в строительстве и архитектуре (возрастание этажности зданий,
площадей наружного остекления, широкое применение стеклянных конструкций
внутри зданий, расширение ассортимента и увеличение размеров применяемых
элементов остекления и расширение функций), применение СПК нового поколения
требуют введения в состав проектной документации самостоятельного раздела
«Светопрозрачные ограждающие конструкции зданий».
Целесообразно разработать раздел «Светопрозрачные ограждающие конструкции
зданий» (заполнение оконных и дверных проемов, остекление балконов и
лоджий, фасады) для включения в новую редакцию Постановления Правительства
Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов
проектной документации и требованиях к их содержанию», а также СНиП
«Проектирование светопрозрачных ограждающих конструкций зданий» (должны
быть учтены требования к СПК, в настоящее время содержащиеся в многочисленных
нормативно-технических документах)3.
3 Примечание редакции. Приказом Минрегионстроя Украины № 476 от 06.11.09 с 01.05.10 вводится в действие ДСТУ-Н БВ.2.6-83:2009 «Конструкции зданий и сооружений. Свод правил по проектированию светопрозрачных элементов ограждающих конструкций». Дополнительно в Украине при проектировании СПК, в том числе оконных и дверных конструкций с применением стекла, следует учитывать ряд нормативных документов типа ДБН, ДСТУ (ГОСТ) и ДСТУ (EN), см. перечень в Табл. 4, «Окна. Двери. Витражи. Бизнес-Выпуск», 2010 г., стр. 43.
2.2.2. Сдача–приемка завершенного строительством
объекта
Разработка, согласование и утверждение Методических рекомендаций по
оценке состояния светопрозрачных конструкций при сдаче-приемке завершенного
строительством объекта, представление в Главную инспекцию государственного
архитектурно-строительного надзора.
2.2.3. Строительно-техническая экспертиза светопрозрачных
конструкций
Разработка, согласование и утверждение Методических рекомендаций по
проведению строительно-технической экспертизы светопрозрачных конструкций,
согласование с компетентными организациями, использование МР при подготовке
экспертов по СПК, тиражирование и доведение до региональных организаций
защиты прав потребителей.
2.2.4. Эксплуатация, сервисное обслуживание и ремонт
светопрозрачных конструкций
Уточнение правового статуса светопрозрачных конструкций, разработка
норм технической эксплуатации на СПК нового поколения, материалы и комплектующие,
их включение в состав действующих нормативно-технических документов,
регламентирующих вопросы технической эксплуатации жилых и общественных
зданий.
Таблица 2. Состояние правовой, организационно-методической и нормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла светопрозрачных ограждающих конструкций (СПК) нового поколения
* 2.
В состав общего имущества включаются:
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие
более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери
помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие
конструкции).
3. Противодействие недобросовестной конкуренции
В последнее время производители окон постоянно сталкиваются со стремлением
заказчика устанавливать на объектах более дешевые оконные конструкции:
при соблюдении формальных требований (предъявление сертификата соответствия)
выбирается поставщик, который выставляет минимальную цену. Следует отметить,
что заказчик, не обладая специальными знаниями, зачастую упрощенно подходит
к выбору конструкции и изготовителя окон.
При таком подходе у недобросовестных изготовителей возникает соблазн
предъявить на обычную продукцию сертификат соответствия с повышенными
теплофизическими характеристиками и, не вкладывая средства в техническое
перевооружение производства и освоение инновационной продукции, получить
конкурентные преимущества.
Установка в зданиях различного назначения (школы, жилые здания, офисные
центры, гостиницы и др.) оконных конструкций, не отвечающих региональным
требованиям по теплофизическим характеристикам, стала чрезвычайно актуальной
проблемой для регионов Сибири, а в последнее время и не только.
До сих пор сохраняется весьма либеральное отношение к этому негативному
для рынка явлению, в качестве основной меры воздействия, как правило,
следует отмена действия выданных сертификатов, не было случая, чтобы
было приостановлено (или отозвано) действие свидетельства об аттестации
испытательного центра (лаборатории).
«Сегодня большинство сертификационных центров — это в основном фиктивные
конторы, конторы, которые имеют договоры на обслуживание с испытательными
лабораториями, а эти лаборатории либо не существуют, либо их технологическая
база не обновлялась с советского периода. Зачастую аккредитацией и надзором
занимаются одни и те же люди, которые сидят в одних и тех же стенах.
Это просто нарушение законодательства», — из выступления Д.А. Медведева
на заседании Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому
развитию экономики России, состоявшейся 20 января 2010 года в г. Липецке.
В Перечень поручений по результатам заседания Комиссии при Президенте
РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России (г.
Липецк, 20 января 2010 г.) включено указание: «д) подготовить и внести
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект
федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях в части совершенствования института
ответственности за нарушения обязательных требований в области технического
регулирования, направленных на создание эффективных и жестких мер воздействия
в отношении недобросовестных участников рынка, прежде всего производителей,
органов по сертификации, испытательных лабораторий. Срок — 1 апреля
2010 г.»
Внесение указанных изменений в КоАП означает снижение ответственности
органов исполнительной власти (Минпромторг, Ростехрегулирование, Минрегионразвития)
за действия органов по сертификации и испытательных лабораторий и передачу
функций надзора и контроля бизнес-сообществу.
Представляется, что более эффективными мерами по противодействию недобросовестной
конкуренции, чем отслеживать ситуацию в области сертификации продукции
и выявлять недобросовестные ОС и ИЛ, являются:
Для успешной реализации предлагаемой программы работ на 2010–2012 гг.
целесообразно:
1. создание общественной организации, объединяющей участников оконно-фасадного
рынка, консолидирующей экономический и творческий потенциал ведущих компаний,
действующей на принципах саморегулирования в рамках Федерального закона
РФ от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (предварительное
наименование организации — НП «Национальное объединение участников рынка
светопрозрачных конструкций»);
2. создание экспертного совета по светопрозрачным конструкциям (из числа
ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов предприятий отрасли,
научно-исследовательских и проектных институтов, ВУЗов) для рассмотрения
и принятия разрабатываемых программных документов;
3. координация деятельности с Ассоциациями, союзами и объединениями строительного
комплекса России (НП «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию
воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» (НП «АВОК»), НО «Ассоциации
«Наружные фасадные системы» — «АНФАС», Некоммерческое партнерство «Производители
современной минеральной изоляции «РОСИЗОЛ» и др.).
Использованные источники
1. Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении
и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Федеральный закон РФ от 18 июля 2009 г. № 189-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О техническом регулировании».
3. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический
регламент о безопасности зданий и сооружений».
4. Постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. № 536-ПП «О
Городской программе «Энергосберегающее домостроение в городе Москве
на 2010–2014 гг. и на перспективу до 2020 года».
5. К 2010 году объем рынка ПВХ-конструкций по сравнению с 2006 годом
увеличится почти в три раза. О.П.Чигодайкина, коммерческий директор
«О.К.Н.А. Маркетинг». — Ежеквартальный журнал-каталог оконного рыка
России «Окна. Двери. Фасады», № 18, осень 2006.
6. Пора забыть о прибыли в 100%. Интервью Владимира Ресина, руководителя
Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы.
— Газета «Ведомости», №194 (2216), 14.10.2008.
7. Происходит крушение русской мечты. Интервью Константина Апрелева,
вице-президента Российской гильдии риелторов, руководителя компании
«САВВА» Татьяне Хейн, журнал «Собственник», 25.03.2009.
8. Продажи новостроек в Москве снизились в 10 раз. Интервью Дмитрия
Кузнецова, генерального директора агентства недвижимости МИАН Татьяне
Соколовой, журнал «Собственник», 02.10.2009.
9. Строительство жилья в России. Олег Репченко, руководитель аналитического
центра «Индикаторы рынка недвижимости». Газета «Аргументы и Факты»,
№ 42 (1511), 14–20 октября 2009 г.
10. Строительная отрасль в период мирового кризиса: реализация инновационных
программ. Итоговая пресс-конференция Ассоциации Строителей России 15.12.2009
(на вопросы журналистов отвечали президент АСР Николай Кошман, вице-президент
АСР Владимир Пономарев и главный советник президента АСР Александр Герасимов).
11. Стройиндустрии нужна поддержка правительства. 14.01.2010 г., интервью
президента Российского Союза строителей /РСС/ Владимира Яковлева и вице-президента
РСС, президента саморегулируемой организации /СРО/ «Объединение строительных
организаций среднего и малого бизнеса» Анвара Шамузафарова обозревателю
ИТАР-ТАСС Константину Кижелю.
12. Quo Vadis? Куда идет Российский оконный рынок. Н.Л. Гаврилов-Кремичев.
— Журнал «Окна и двери», № 1–2 (136-137) 2009.
13. Время кризиса — время оптимизации. Ирина Фенске, Галина Артамохина.
— Журнал «Оконная и фасадная практика», № 9, декабрь 2008.
14. Кардинальные перемены на рынке ПВХ-окон. Александр Китаев-Смык,
директор по развитию бизнеса и управлению проектами компании «профайн
РУС». — Ежеквартальный журнал-каталог «Оконное производство». Выпуск
20, август-сентябрь 2009.
15. В России нет достоверной статистики по рынку жилья. 19.11.2009,
материалы пресс-конференции аналитического центра «ГдеЭтотДом» и информагентства
«Интерфакс».
16. На рынке появляются двойные стандарты качества окон. С.В. Ельников,
директор по маркетингу ООО «VEKA RUS». — Ежеквартальный журнал-каталог
оконного рынка России «Окна. Двери. Фасады», № 18, осень 2006.
17. Оконный рынок. Экономика должна быть экономной? Вадим Рыжов, директор
по маркетингу и связям с общественностью компании WINTECH. — Ежеквартальный
журнал-каталог «Оконное производство». Выпуск 21, октябрь-ноябрь 2009.
18. Надо ли еще повышать теплозащиту окон? Г.А. Воробьев, начальник
Архитектурно-технического отдела МНИИТЭП. — Журнал «ОКОННАЯ И ФАСАДНАЯ
ПРАКТИКА», № 1 (10), январь-февраль 2009.
А.Ю. Белоедов, руководитель стратегического направления «Строительство» ООО «Rehau», С.И. Тихомирнов, к.т.н., НИИСФ РААСН, Л.М. Шахнес, зам. исполнительного директора Союза Стекольных Предприятий