Олег Зеленый, генеральный директор группы компаний Глас Треш в Украине и Молдове
Фото: Glas Troesch
Трансформация оконного рынка
OKNA.ua:
Как Вы оцениваете динамику оконного рынка в Украине?
Олег Зеленый:
Строительная отрасль активно развивается и является одним из драйверов экономики Украины. Рост оконного и стеклоперерабатывающего сегментов по сравнению с прошлым годом составил, по нашим данным, 10%. Кроме эффекта развивающейся экономики, на оконный рынок влияет фактор отложенного спроса. Экономика Украины в 2014–2015 годах сократилась более чем на 30%, и сейчас мы наверстываем упущенное.
OKNA.ua:
Какие тенденции оконной сферы?
Олег Зеленый:
В Европе и мире растет площадь остекления и ужесточаются требования к светопрозрачным конструкциям. Если 20 лет назад вопрос состоял в том, чтобы просто закрыть оконный проем, то сегодня требования к окну выходят в плоскость эстетики, энергоэффективности и безопасности.
Мы оцениваем оконный рынок в нескольких категориях, как и жилищное строительство: бюджетный, комфорт и премиальный. До сих пор самый крупный бюджетный сегмент рос наиболее активно. Но уже с этого года позитивную динамику показали комфорт и премиальный сегмент. Как минимум по Киеву и Одессе рост составил около 20%, эти темпы выше, чем в среднем по рынку. Думаю, что такая динамика сохранится и дальше.
OKNA.ua:
С чем связан рост сегментов комфорт и премиум?
Олег Зеленый:
Потребитель становится более требовательным и теперь оценивает
окна в категориях качества, энергоэффективности, эстетики и безопасности. Как производитель мы работаем с рынком, объясняем преимущества, которые потребитель получает при использовании более сложных и дорогих конструкций.
OKNA.ua:
Можете назвать в цифрах, как тренд энергоэффективности повлиял на рынок стеклопакетов за последние четыре года?
Олег Зеленый:
В 2018 году двухкамерные энергоэффективные стеклопакеты составили 83% от общего количества стеклопакетов нашего производства в Украине. Этот показатель колеблется в зависимости от региона: если в Киеве это практически вся производимая продукция, то в Кишиневе (Молдова) и Одессе, где климатические зоны допускают однокамерный стеклопакет, показатель немного ниже.
Но если взять каждое отдельное предприятие, то рост энергоэффективной продукции составляет 10–15%.
На Юге Украины есть локальная тенденция — возрастает спрос на защиту от солнечной энергии, на многофункциональные стеклопакеты.
OKNA.ua:
Насколько выросла часть многофункциональных стеклопакетов?
Олег Зеленый:
В 2018 году динамика роста доли многофункциональных стеклопакетов составляет около 20%.
Здание государственной больницы Zuger Kantonsspital в Баре, Швейцария
Фото: Glas Troesch
Об экспорте украинских окон
OKNA.ua:
Отслеживаете ли, какая доля продукции идет на экспорт?
Олег Зеленый:
Да, это один из наших приоритетов. Экспорт стеклопакетов с точки зрения эффективности — очень сложный процесс. Каждый стеклопакет представляет собой индивидуальное решение, и производственные мощности Европы с избытком закрывают рыночный спрос. С другой стороны, многие украинские производители окон (пока не фасадов) уже осваивают европейские рынки. И мы готовы расширять поддержку таких компаний в процессе налаживания экспорта.
Европейский потребитель очень требовательный, а окно в ЕС гораздо сложнее, чем большинство окон, производимых в Украине. В Италии, Португалии и на некоторых других рынках есть требования не только к нормам энергоэффективности, но и к нормам сейсмической активности. Стоимость такого продукта будет выше.
Наша продукция полностью сертифицирована. Мы выступаем надежным партнером для производителей, которые смогли наладить сбыт и выстроить систему своевременного размещения заказов и производства продукции.
В Европе размер жилого дома уменьшается, но процент остекления при этом растет
Олег Зеленый
генеральный директор группы компаний Глас Треш
в Украине и Молдове
В 2018 году прямой и опосредованный экспорт нашей продукции вырос более чем в два раза. Потенциал экспорта безграничный. В Европе сейчас размер жилого дома уменьшается, но процент остекления при этом растет. Даже в небольших жилых домах уже стало нормой одну стену полностью закрывать стеклянным фасадом.
В Украине эта тенденция также прослеживается, особенно в секторе коммерческой недвижимости. В новых ТРЦ основная масса перегородок — это стекло.
Специализация и автоматизация производства
OKNA.ua:
Какие перспективы работы компании на 2018-2019 годы в Украине? Расширение производства, вывод на рынок новинок?
Олег Зеленый:
Наша задача — совмещение краткосрочных целей и стратегических приоритетов. В Украине в ближайшие 5 лет сохранятся такие тенденции, как повышение требований к безопасности, энергоэффективности, будет происходить дальнейшая диверсификация и специализация регионов. Например, Одесса и Киев будут развиваться в сегменте фасадного остекления.
Мы перепрофилируем наши производственные площадки в разных городах, чтобы максимально соответствовать требованиям рынка по безопасному стеклу и энергоэффективным решениям. Например, перенесли производство в Одессу, чтобы иметь серьезный потенциал в этом регионе.
Появляется все больше архитектурных решений со 100%-м остеклением фасадов. Еще 5 лет назад это было актуально только для административных зданий, а сейчас становится стандартом жилого строительства.
С другой стороны, мы осознаем риски, которые есть на оконном рынке. Риск № 1 в Украине сегодня — это дефицит квалифицированной рабочей силы. Он ведет к формированию тренда автоматизации и унификации производства. Для нас это сложный процесс, но оборудование позволяет не допустить сбоев в производстве из-за кадровых проблем.
Риск № 1 на оконном рынке Украины сегодня — это дефицит квалифицированной рабочей силы. Он ведет к формированию тренда автоматизации и унификации производства
Олег Зеленый
генеральный директор группы компаний Глас Треш
в Украине и Молдове
OKNA.ua:
На заводах Глас Треш процесс автоматизации уже запущен?
Олег Зеленый:
Да, мы устанавливаем автоматические линии на заводах в Киеве и Одессе.
OKNA.ua:
Когда планируете ввести производственные линии в эксплуатацию?
Олег Зеленый:
Это оборудование нового формата, и я не стану сейчас называть конкретные сроки. Но уже в сезоне 2019 года мы однозначно планируем на нем работать.
Тренды рынка остекления в ЕС
OKNA.ua:
Как, по-Вашему, будет меняться европейский оконный рынок в ближайшие годы?
Олег Зеленый:
Процент остекления в жилом и нежилом сегменте будет продолжать расти. В Украине эта тенденция однозначно уже просматривается, мы даже немного отстаем. Будет увеличиваться использование стекла и в качестве остекления, и в качестве перегородок.
Я не исключаю, что стекло будет не только защитным или разделяющим элементом. Уже сейчас есть решения, как применять его в несущих конструкциях. Рост использования стекла во всех решениях при строительстве — это глобальная тенденция.
Wohn- und Geschäftshaus PROMAN, Воллерау, Швейцария
Фото: Glas Troesch
Smart и digital в остеклении
OKNA.ua:
Какие smart технологии уже доступны или будут скоро внедрены в производстве стеклопакетов?
Олег Зеленый:
Стекло как материал продолжает меняться. Лаборатории ведущих научных университетов работают над развитием новых поколений нанесения. Раньше мы говорили о различных слоях, нанесенных на стекло. Сейчас разрабатываются технологии, которые позволяют на атомарном уровне встраивать определенные структуры на поверхности стекла. Покрытия нового поколения, возможно, смогут учитывать угол падения солнечных лучей и работать в жаркий период как отражающее энергоэффективное стекло, а в зимнее время будут пропускать солнечную энергию в помещение.
Второе направление — это нанесение управляемых кристаллических структур на стекло и использование поверхности в качестве
ЖК-экрана.
Третье — остекление в роли прозрачной солнечной панели.
Офисный центр WestendDuo во Франкфурте-на Майне, Германия
Фото: Glas Troesch
Что принесет 2019 год
OKNA.ua:
К чему готовиться украинским оконным компаниям в 2019 году?
Олег Зеленый:
Потребитель становится требовательным. Динамика этого года показала, что из рынка производителя, когда продукция находится в дефиците, мы уверенно шагнули в рынок клиента и профицита продукции. Сейчас выполнение требований потребителя является базовым условием для существования на рынке. Очень важно научить своих сотрудников правильно общаться с потребителем, профессионально консультировать по всем техническим вопросам.
В следующем году все производители будут вынуждены пройти через унификацию продукции, стандартизацию и автоматизацию производственных процессов.