IV встреча Клуба энергоэффективности

IV встреча Клуба энергоэффективности

Основные тезисы выступлений

28 ноября состоялось IV заседание Клуба Энергоэффективности, посвященное вопросу прогресса в модернизации учреждений социальной сферы.

Ключевой тезис встречи — каждый муниципалитет должен сформировать собственную энергостратегию. Наличие энергостратегии в сочетании с профессиональным энергоаудитом и качественной подготовкой проектов — это основа для проведения эффективной термомодернизации зданий.

Сергей Костырко, председатель правления Общественного союза «Муниципальная Энергия»

  1. Сегодня в Киеве термомодернизован 21 детсад пропорционально по всему городу, чтобы дальше можно было мультиплицировать этот опыт по всем заведениях столицы. Экономия составила 14 млн грн (64% экономии по оплате за тепловую энергию на здание).
  2. Термомодернизация детского сада стоит 5-6 млн грн, школы — свыше 10 млн грн. На модернизацию всех подобных объектов столицы нужно 5 млрд грн. За счет городского бюджета этот процесс продлится 10 лет.
  3. Чтобы максимально ускорить процесс, нужно заключать энергосервисные контракты. В 2016 году в Киеве было реализовано 15 из 21 ЭСКО-контрактов по всей Украине. Полученная экономия составила от 10% до 45%. В 2017-2018 годах планируется закупить около 140 ЭСКО-контрактов через систему ProZorro.
  4. На 2018 год на столичную программу поддержки энергосбережения «70/30» планируется выделить примерно 150 млн грн (в 2017 году эта сумма составила около 100 млн грн).

Николай Пасько, ключевой эксперт компании «Хенкель Баутехник (Украина)»

  1. В Украине около 20 тыс. школ и примерно такое же количество других административных зданий.
  2. В случае комплексной модернизации детсада или школы окупаемость одного проекта составляет 6,5 лет.
  3. Основные этапы комплексной модернизации (установка ИТП, замена окон, утепление подвалов, чердаков и стен) начинаются только после энергоаудита.

Главный тезис IV Клуба: каждый муниципалитет должен сформировать собственную энергостратегию, которая в сочетании с профессиональным энергоаудитом и качественной подготовкой проектов является основной эффективной термомодернизации

Елена Борисова, ведущий менеджер департамента энергоэффективности и изменения климата ЕБРР

  1. Модернизация учреждений бюджетной сферы должна быть интересным рынком для строительных компаний, ведь здесь проекты реализуются практически под государственные гарантии.
  2. ЕБРР готов выделить 100 млн грн на софинансирование проектов модернизации объектов социальной сферы и муниципальных объектов.
  3. ЕБРР готов взять часть рисков на себя и предоставить муниципалитетам консультантов и техническую помощь.
  4. Термомодернизация продлит срок эксплуатации учреждений бюджетной сферы до 30-40 лет.

Карел Хирман Эксперт по энергетике, стратегическая группа советников по поддержке реформ при Кабинете Министров Украины

  1. Для позитивного результата необходима серьезная подготовка: энергоаудит и качественный проект. Ключевой вопрос: «Где взять качественный проект?», а не «Где взять деньги?».
  2. В Словакии процесс возврата средств при хорошей комплексной термомодернизации занимал примерно 15 лет.
  3. В Украине серьезный ЭСКО при 20% ставке по кредитам — это действительно практически нереально и будет невыгодно для бизнеса, поэтому необходимо продумывать пути к софинансированию таких мероприятий.

Андрей Берестян, генеральный директор компании Danfoss (Украина)

  1. В ЕС с 2020 года все новые жилые здания должны строиться по новым стандартам «нулевого энергетического баланса». К 2050 году все имеющиеся здания должны быть с нулевым балансом.
  2. В 2020 году на рост инвестиций в общественные здания Европейский инвестиционный банк совместно с кранами ЕС может выделить примерно 10 млрд евро.
  3. Если 50% средств, сэкономленных на энергоэффективных мероприятиях, будут возвращаться в школах (по примеру Гамбурга, Германия), это будет стимулировать школы для более активного внедрения энергоэффективности.

Антон Шапковський, ведущий эксперт по вопросам устойчивой энергетики Проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине»

  1. Проект USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине» помогает 36 муниципалитетам в Украине в создании планов действий по устойчивому энергетическому развитию городов, оказывает техническую помощь и помощь в проведении энергоаудитов.
  2. Пример разработки концепции устойчивой энергетики города для Одессы показал, что, имея четкий план, город может большинство мероприятий реализовать самостоятельно.
  3. Сейчас USAID сотрудничает с муниципалитетом Запорожья, который уже нашел источник финансирования для своих мероприятий. Сейчас по этому проекту продолжаются переговоры с банком KFW, Германия.
  4. Потенциальных инвесторов сложно финансово заинтересовать из-за трудностей создания проектной документации. Именно поэтому проекты технической поддержки крайне необходимы Украине.

Тетяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ Гражданской сети ОПОРА

  1. Для успешного запуска масштабной термомодернизации необходима политическая воля и направленность действий государства во внедрении энергоэффективности.
  2. Необходима имплементация закона «Об энергетической эффективности зданий»: введение системы энергетического аудита, энергетической сертификации и тому подобное. Для этого нужно разработать подзаконную базу — 30 подзаконных актов. На муниципальном уровне надо повышать уровень энергоменеджеров.
  3. Финансирование энергоэффективности должно сочетать все возможные механизмы: ЭСКО, муниципальные средства, средства международных компаний.

Клуб энергоэффективности — неформальная коммуникационная среда, призванная наладить тематический диалог между ответственными агентами изменений и гражданами Украины. Организатор — Гражданская сеть ОПОРА.

Об основных тезисах предыдущей встречи Клуба читайте в статье III встреча Клуба энергоэффективности.

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее