Ключевой тезис встречи — каждый муниципалитет должен сформировать собственную энергостратегию. Наличие энергостратегии в сочетании с профессиональным энергоаудитом и качественной подготовкой проектов — это основа для проведения эффективной термомодернизации зданий.
Сергей Костырко, председатель правления Общественного союза «Муниципальная Энергия»
- Сегодня в Киеве термомодернизован 21 детсад пропорционально по всему городу, чтобы дальше можно было мультиплицировать этот опыт по всем заведениях столицы. Экономия составила 14 млн грн (64% экономии по оплате за тепловую энергию на здание).
- Термомодернизация детского сада стоит 5-6 млн грн, школы — свыше 10 млн грн. На модернизацию всех подобных объектов столицы нужно 5 млрд грн. За счет городского бюджета этот процесс продлится 10 лет.
- Чтобы максимально ускорить процесс, нужно заключать энергосервисные контракты. В 2016 году в Киеве было реализовано 15 из 21 ЭСКО-контрактов по всей Украине. Полученная экономия составила от 10% до 45%. В 2017-2018 годах планируется закупить около 140 ЭСКО-контрактов через систему ProZorro.
- На 2018 год на столичную программу поддержки энергосбережения «70/30» планируется выделить примерно 150 млн грн (в 2017 году эта сумма составила около 100 млн грн).
Николай Пасько, ключевой эксперт компании «Хенкель Баутехник (Украина)»
- В Украине около 20 тыс. школ и примерно такое же количество других административных зданий. Li>
- В случае комплексной модернизации детсада или школы окупаемость одного проекта составляет 6,5 лет. Li>
- Основные этапы комплексной модернизации (установка ИТП, замена окон, утепление подвалов, чердаков и стен) начинаются только после энергоаудита.
Главный тезис IV Клуба: каждый муниципалитет должен сформировать собственную энергостратегию, которая в сочетании с профессиональным энергоаудитом и качественной подготовкой проектов является основной эффективной термомодернизации
Елена Борисова, ведущий менеджер департамента энергоэффективности и изменения климата ЕБРР
- Модернизация учреждений бюджетной сферы должна быть интересным рынком для строительных компаний, ведь здесь проекты реализуются практически под государственные гарантии. Li>
- ЕБРР готов выделить 100 млн грн на софинансирование проектов модернизации объектов социальной сферы и муниципальных объектов. Li>
- ЕБРР готов взять часть рисков на себя и предоставить муниципалитетам консультантов и техническую помощь. Li>
- Термомодернизация продлит срок эксплуатации учреждений бюджетной сферы до 30-40 лет.
Карел Хирман Эксперт по энергетике, стратегическая группа советников по поддержке реформ при Кабинете Министров Украины
- Для позитивного результата необходима серьезная подготовка: энергоаудит и качественный проект. Ключевой вопрос: «Где взять качественный проект?», а не «Где взять деньги?». Li>
- В Словакии процесс возврата средств при хорошей комплексной термомодернизации занимал примерно 15 лет. Li>
- В Украине серьезный ЭСКО при 20% ставке по кредитам — это действительно практически нереально и будет невыгодно для бизнеса, поэтому необходимо продумывать пути к софинансированию таких мероприятий.
Андрей Берестян, генеральный директор компании Danfoss (Украина)
- В ЕС с 2020 года все новые жилые здания должны строиться по новым стандартам «нулевого энергетического баланса». К 2050 году все имеющиеся здания должны быть с нулевым балансом. Li>
- В 2020 году на рост инвестиций в общественные здания Европейский инвестиционный банк совместно с кранами ЕС может выделить примерно 10 млрд евро. Li>
- Если 50% средств, сэкономленных на энергоэффективных мероприятиях, будут возвращаться в школах (по примеру Гамбурга, Германия), это будет стимулировать школы для более активного внедрения энергоэффективности.
Антон Шапковський, ведущий эксперт по вопросам устойчивой энергетики Проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине»
- Проект USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине» помогает 36 муниципалитетам в Украине в создании планов действий по устойчивому энергетическому развитию городов, оказывает техническую помощь и помощь в проведении энергоаудитов. Li>
- Пример разработки концепции устойчивой энергетики города для Одессы показал, что, имея четкий план, город может большинство мероприятий реализовать самостоятельно. Li>
- Сейчас USAID сотрудничает с муниципалитетом Запорожья, который уже нашел источник финансирования для своих мероприятий. Сейчас по этому проекту продолжаются переговоры с банком KFW, Германия. Li>
- Потенциальных инвесторов сложно финансово заинтересовать из-за трудностей создания проектной документации. Именно поэтому проекты технической поддержки крайне необходимы Украине.
Тетяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ Гражданской сети ОПОРА
- Для успешного запуска масштабной термомодернизации необходима политическая воля и направленность действий государства во внедрении энергоэффективности. Li>
- Необходима имплементация закона «Об энергетической эффективности зданий»: введение системы энергетического аудита, энергетической сертификации и тому подобное. Для этого нужно разработать подзаконную базу — 30 подзаконных актов. На муниципальном уровне надо повышать уровень энергоменеджеров. Li>
- Финансирование энергоэффективности должно сочетать все возможные механизмы: ЭСКО, муниципальные средства, средства международных компаний.
Клуб энергоэффективности — неформальная коммуникационная среда, призванная наладить тематический диалог между ответственными агентами изменений и гражданами Украины. Организатор — Гражданская сеть ОПОРА.
Об основных тезисах предыдущей встречи Клуба читайте в статье III встреча Клуба энергоэффективности.