Деньги за витражи: 350% прибыли — это реально!

 2 137
Западные бизнесмены, производящие витражи, стремятся охватить все категории потребителей. Чтобы выжить на рынке, они вынуждены делать ставку либо на эксклюзивность изделий, либо на массовость продаж.

Несколько веков витражные окна считались роскошью, доступной только представителям церкви и аристократии. Даже зародившийся после промышленной революции средний класс европейских стран не мог позволить себе установку чрезвычайно красивых и при этом неимоверно дорогих витражей. И дело не только в деньгах — мастеров, изготовляющих стеклянные панно, было немного, и заказчики годами ждали своей очереди.
Ситуация изменилась лишь в конце XIX века, когда удалось наладить промышленное производство витражей. С тех пор во многих странах мира существуют и успешно работают сотни компаний, специализирующихся на изготовлении цветных окон. При этом каждая из них стремится занять свою нишу — одни работают только с корпоративными заказчиками, зато по всему миру, другие сделали ставку на массовые продажи, однако в пределах узкого региона. Некоторые производители предлагают дорогостоящую эксклюзивную продукцию, когда каждое изделие представляет собой произведение искусства, а часть изготовителей выпускают дешевые псевдовитражи, доступные всем.

ВЕЧНОСТЬ ХРУПКОГО СТЕКЛА

Производить витражи на промышленной основе стал американец итальянского происхождения Луис Комфорт Тиффани. Предложенная им революционная технология изготовления рисунков из цветного стекла быстро завоевала популярность благодаря простоте — отныне производством витражей могли заниматься даже люди, далекие от тонкостей плавления стекла. Вот уже более столетия использованная американцем методика считается классической и называется в честь экспериментатора — техника «тиффани».
После нескольких лет экспериментов изобретателю удалось покорить публику, представив необычайно красочный и изящный витраж на Всемирной выставке в Париже в 1880 году. Уже через несколько дней после премьеры к новатору стали поступать заказы на изготовление витражей. Причем среди клиентов Луиса Тиффани были как церкви и крупные корпорации, так и частные лица. Примечательно, что, несмотря на резко увеличившееся количество заказов и несомненный финансовый успех, новатор не прекратил экспериментировать. Помимо оконных витражей и стеклянных панно, он начал изготавливать из стекла множество бытовых предметов. Особой популярностью у современников пользовались различные светильники, едва ли не каждый из которых был настоящим произведением искусства.
Естественно, что подобные творения просто не могли стоить дешево — к примеру, цена за светильник из мастерской Тиффани составляла около $400 — громадные деньги по меркам XIX века. Впрочем, и изобретатель, и его коллеги по витражному цеху не сильно переживали по этому поводу — основные заказчики их услуг принадлежали к высшему обществу и могли потратить на украшение своих жилищ изрядные суммы.
Одними из первых изменить традицию и завоевать массовый рынок попробовали владельцы лондонской фирмы «Моррис и К» в начале ХХ века. Мастера компании всеми способами старались снизить себестоимость изделий, чтобы их могли покупать не только богачи. Однако, несмотря на поток клиентов среднего достатка, приемлемых финансовых показателей добиться так и не удалось — фирма едва сводила концы с концами. В итоге, убедившись в бесперспективности данной стратегии, «Моррис и К» вернулась к проверенной методике — изготовлению эксклюзивных дорогостоящих витражей. Буквально за пару лет продукция лондонской мастерской завоевала уважение потребителей, что позволило компании войти в число трех китов витражной индустрии наряду с «Л‘Ар Нуво Бинг» в Париже и «Тиффани Студиос» в Нью-Йорке.

Глобализация практически не затронула витражный бизнес — большая часть компаний сосредоточена на обслуживании локальных рынков, и лишь единицы продают свою продукцию по всему миру

КАЖДОМУ ПО ВИТРАЖУ

В конце концов, витражи стали доступными и для рядовых потребителей. И речь идет не только о классических стеклянных, стоимость которых остается достаточно высокой (от €700 за м2, к примеру, в Германии), хотя и снизилась в несколько раз по сравнению с расценками начала и середины прошлого века. Красиво разукрашенные стекла может установить себе практически любой житель западных стран, обратившись в фирмы, предлагающие пленочные или расписные витражи. Пленочная, так называемая английская, технология подразумевает оформление окон разноцветной самоклеющейся пленкой на свинцовой основе. Расписные же витражи представляют собой разукрашенные вручную или механическим способом стекла. «Конечно, стоимость наших изделий в разы ниже, чем у коллег, изготовляющих классические витражи по технологии Тиффани, — рассказывает Фриц Остман, собственник мастерской «Фарбен» в Лейпциге. — Соответственно, ниже и рентабельность, однако это с лихвой компенсируется более быстрой оборачиваемостью средств. За то время, что производители классических витражей выполняют один заказ, мы успеваем обслужить до трех десятков клиентов».

В той же Германии в начале 1990 х годов появилась и новая технология изготовления стеклянных витражей — фьюзинг. «Суть его заключается в отказе от использования металла для соединения кусочков цветного стекла, в спекании деталей витража в печи», — объясняет Игорь Барман, сотрудник дизайн-студии Ulf Moritz. Основой для произведения становится стеклянный лист, на который мастер с помощью кусочков материала различного цвета наносит изображение, вслед за чем изделие помещается в печь, нагретую до 800°С. Герр Барман уточняет, что сейчас многие клиенты заказывают витражи не для установки в оконных проемах, а в качестве детали интерьера — во внутренних дверях частных домов и больших квартир, для размещения на стене вместо традиционных картин, как элемент украшения потолка и т.д. Витраж, изготовленный по технологии фьюзинга, значительно прочнее, чем сделанный по принципам Тиффани, что и обеспечивает ему достаточное внимание потребителей. Хотя цена модерновых изделий и классических витражей вполне сопоставима — от €600 за м2.
В консервативной Британии многие потребители, не жалующие современные тенденции в интерьерном искусстве, отдают предпочтение более традиционным расписным витражам. Мэттью Хиггинс, управляющий партнер английской арт-студии Royal Oak, утверждает, что, несмотря на то, что стоимость рисованного витража значительно выше, чем пленочного (к примеру, пленочный обойдется от €5 за м2, а расписной — от €50 за простейшую композицию), жители Туманного Альбиона часто решают не экономить и заказать более дорогостоящий товар.
Несмотря на перспективность витражного бизнеса, сравнительно немного западных предпринимателей активно им занимаются. Невысокий уровень конкуренции и постоянный спрос позволяют мастерским уверенно чувствовать себя даже в кризисное время — работы хватает на всех, и часть клиентов, отказавшись от покупки дорогостоящих витражей, решили приобрести панно и окна, оформленные с применением пленочной технологии или расписанные красками.

Меньшая стоимость витражей по современным технологиям — меньшая рентабельность бизнеса, однако это с лихвой компенсируется высокой оборачиваемостью средств

НОВАЦИИ ДЛЯ СТАРИНЫ

Возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм: декоративные панно с подсветкой для стен, ширмы, подвесные потолоки, колонны и светильники, а теперь еще и светопроницаемые стеклянные полы с витражной росписью.
Новые технологии позволяют моделировать из стеклянных пластин просто фантастические вещи. Стекло может быть не только плоским, ему можно придавать изогнутую форму, добавить наполнитель в виде воздушных пузырьков или цветных тонких нитей, а можно «вплести» тонкую «золотую» проволоку, которая будет давать дополнительные яркие блики при прохождении света.

В современном витраже прекрасно сочетаются новые технологии, последние дизайнерские разработки и традиции старых мастеров, дошедшие до нас из глубины веков. На легендарном острове Мурано многие поколения стеклодувов чтят традиции предков, создавая непревзойденные шедевры ручной работы и сегодня. В изготовленных ими витражных пластинах стекло разных оттенков еще в расплавленном состоянии затекает одно в другое и, неравномерно остывая, создает на границе сплава неповторимый рельеф. А сами пластины могут теперь соединяться прочными стальными профилями и свободно крепиться к потолку, создавая подобие цветной прозрачной стены, парящей в воздухе.
Использующие витраж предметы интерьера тоже приобретают новые, оригинальные формы. Например, ширма может теперь не опираться на ножки, ее можно также подвесить к потолку на прочной тросовой подвеске, при этом она может передвигаться подобно раздвижной прозрачной перегородке и будучи «живой» картиной, в которой играет свет. Или, например, колонна из цветного стекла за счет использования подсветки, помимо украшения интерьера, является еще и светильником.

Новые технологии создают новую привлекательность и функциональность витражных изделий

Даже межкомнатная дверь может стать самостоятельным художественным произведением, если в нее вставлен авторский витраж, а не стандартное рифленое стекло. А если за окном у вас неприглядный вид, стоит собрать витраж с внутренней стороны стеклопакета — это и интерьер украсит, и «исправит» панораму за окном.
Витраж — прекрасное украшение, а в обстановке дома становится еще и предметом функциональным: перегородки в комнате, раздвижные и стационарные, потолки, своеобразные цветные светильники и плафоны, двери шкафов и даже цветные полупрозрачные межкомнатные перегородки, заменяющие стены. Как правило, это вещи ручной работы, ценность которых как произведения искусства со временем только возрастает, не говоря уже о том, что интерьер, декорированный витражом, приобретает магическое своеобразие.

Именно художественность витража и объясняет его коммерческую привлекательность для малого бизнеса: наличие спроса во все времена, малая стоимость вхождения в бизнес и огромное значение неповторимости человеческого фактора — личности мастера, что и определит в итоге «ценовую» надбавку, истинную рентабельность и настоящую величину ROI (коэффициент скорости возврата инвестиций) для принятия решения начать свой бизнес в кредит.

Для информации

Типы витражей в зависимости от техники изготовления:

  • Классический витраж (технология Тиффани) образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из мягкого металла или пластика.
  • Накладной витраж получается по технологии фьюзинга — спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу.
  • Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.
  • Пленочный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).
  • Комбинированный витраж образуется сочетанием различных технологий создания витража.

По материалам: steklosouz.ru

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее