Павел Морозов,
директор представительства компании
MACO в Украине
Какие перемены произошли на оконном рынке за год? Как изменились предпочтения клиентов?
— OKNA.ua
Павел Морозов:
Во-первых, часть клиентов оказалась не в состоянии высказывать свои предпочтения и реализовывать их, потому как
окна стали менее доступными.
Во-вторых, не секрет, что Кабинет министров Украины увеличил пошлины. На мой взгляд, это окончательно добило сегмент хорошей фурнитуры. Ее доля уменьшилась, а рынок «ушел» в дешевый сегмент.
То есть, за год все-таки произошло перераспределение?
— OKNA.uaПавел Морозов:
Перераспределение происходило все время — доля дешевой фурнитуры растет, начиная с 2008 года.
Известно, что в стране присутствует общая тревожность. Повлияло ли это на спрос на безопасную фурнитуру?
— OKNA.ua
Павел Морозов:
Тревожные настроения никак не повлияли на безопасную фурнитуру. Мы ведем просветительскую работу, объясняя людям про безопасность окна, размещаем
видео-ролики, демонстрирующие, как злоумышленники взламывают окна и как от этого можно защититься, но наш сбыт от этого не изменился. Почему? — Причина мне не известна. Возможно, ощущение безопасности людям придают более существенные средства защиты (
например, решетки, — прим. ред.).
И плюс ко всему, противовзломное окно — это не только фурнитура, а целый комплекс, который достаточно дорогой: защита от высверливания, специальное стекло, ручка и т. д.
Но специальная фурнитура — неотъемлемая часть противовзломного окна...
— OKNA.ua
Павел Морозов:
Это правда. Но, тем не менее, объемы продаж безопасной фурнитуры у нас не изменились за год. И мы не занимаемся подлогом — нет смысла продавать противовзломную фурнитуру с обычными ответными планками, что случается сегодня на рынке.
«По предварительным подсчетам рынок сократился на 30–40%, произошел переход в более дешевый сегмент», —
Павел Морозов, директор компании MACO в Украине
Изменилось ли отношение к окнам у конечных потребителей за год, с вашей точки зрения?
— OKNA.uaПавел Морозов:
Сам рынок получил поддержку в виде государственной кредитной программы, которая стимулирует установку окон. Однако в целом ситуация ухудшилась — падение происходит не столько в количественном исчислении, сколько в качественном, а покупка дешевых окон влияет на фурнитуру в том числе.
Кроме того, большая часть населения проживает в многоквартирных домах и просто замена окон на энергоэффективные не даст экономию тепла — для этого нужно проводить комплексную термосанацию здания, начиная с установки счетчиков тепла. Сами по себе окна проблему энергосбережения не решают.
Как изменился объем рынка фурнитуры?
— OKNA.uaПавел Морозов:
По предварительным подсчетам рынок упал на 30–40%. Результаты будут отличаться в зависимости от близости той или иной области к зоне военных действий — в прифронтовых областях падение проявится гораздо сильнее. Западная Украина в 2015 году «сработала» так же, как в прошлом году. В целом по рынку произошел переход в более дешевый сегмент.
Ваши прогнозы на 2016 год?
— OKNA.uaПавел Морозов:
Неблагодарное дело — прогнозы в наших условиях. Критическую точку спада мы прошли, поэтому рынок если и будет меняться, то в
плюс-минус 5% от сегодняшнего уровня.
«Оптимистично» звучит — на уровне падения на 30–40%…
— OKNA.ua
Павел Морозов:
Специфика итогов 2015 года в том, что изменилась база сравнения. В 2014 году мы еще работали с Донецком и Луганском, плюс один квартал работали с Крымом. В 2015 году мы сравниваем итоги по Украине без этих областей с результатами 2014 года, когда области работали с нам.
В следующем году уже будут сравниваться показатели на базе одинакового количества областей. По моим прогнозам, в 2016 году ситуация существенно не улучшится.