На сегодняшний день темпы строительства в разных странах бывшего СССР удерживаются практически на одном уровне. Но что действительно отличает строительную отрасль в суверенных странах, так это подход к осуществлению контроля качества возведения объектов.
Страстное стремление едва обретших независимость государств снова сплотиться в сообщество — на сей раз, европейское — обуславливает необходимость приводить собственные нормы контроля качества возводимых объектов в соответствие с европейскими. Каждое государство, исходя из суммы составляющих, присущих конкретной стране с ее законодательством и политическими принципами, идет к данной цели по-своему.
Из-за участившихся во всех странах случаев обрушения строительных конструкций, приводящих к гибели людей и существенным материальным убыткам, эксперты снова обратились к законодательству, регламентирующему работу строительных организаций. В частности, к той части законодательства, которая относится к области строительства по международным контрактам с участием иностранных подрядчиков, ведь по вине иностранных подрядных фирм происходит подавляющее большинство трагедий такого рода.
Российская Федерация
Органы государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации осуществляют свою деятельность на основании Положения о Государственном архитектурно-строительном надзоре Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В Положении о Государственном архитектурно-строительном надзоре Российской Федерации не предусмотрена какая-либо специфика осуществления
Госархстройнадзора на объектах, строящихся по международным договорам с участием иностранных подрядчиков |
В Положении о Государственном архитектурно-строительном надзоре Российской Федерации не предусмотрена какая-либо специфика осуществления Госархстройнадзора на объектах, строящихся по международным договорам с участием иностранных подрядчиков.
В основном эксперты отмечают, что иностранные подрядные строительные организации, работающие на территории России, соблюдают требования нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов, строительных норм и правил, технических условий, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства наравне с российскими строительными организациями.
Указанное положение Закона применимо и к осуществлению государственного архитектурно-строительного надзора. Однако в практике деятельности органов Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации прецедентов его применения не было. Республика Беларусь
Работа органов государственного строительного надзора в Беларуси оказывает значительное влияние на предпринимательскую деятельность и создание благоприятной среды для работы инвесторов. Госстройнадзор выполняет регулирующую функцию, контролируя выполнение законодательных и строительных нормативных требований, чем защищает интересы и законные права граждан республики.
Органы Госстройнадзора в Беларуси наделены полномочиями применять предусмотренные законодательством экономические и административные санкции за правонарушения в строительстве и приостанавливать действия лицензий |
Показателен пример проведения работ по реконструкции гостиницы “Минск” в г. Минске, когда финансирование осуществлялось турецкой стороной, а строительно-монтажные работы выполнялись турецкой фирмой “Эмсаш Иншаат Туризм Санайи А.Ш.”, являющейся одновременно генеральным подрядчиком и первоначальным разработчиком проектной документации. Только за период с июня 2001 г. по сентябрь 2002 г. инспекцией Госстройнадзора по данному объекту выдано 31 предписание по выявленным дефектам и нарушениям, в том числе 11 предписаний с приостановкой работ на объекте. К должностным лицам генподрядчика применено 5 административных штрафов, в двух случаях к фирме применены экономические санкции за допущенные нарушения при выполнении СМР. |
На органы государственного строительного надзора республики Беларусь возложен контроль эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и соблюдения установленного порядка строительства всех объектов независимо от их назначения, форм собственности, источников финансирования и способов строительства. В сферу их компетенции также входит выдача разрешений на производство строительно-монтажных работ и заключений для приемки объектов в эксплуатацию.
Органы государственного строительного надзора в Беларуси наделены полномочиями применять предусмотренные законодательством экономические и административные санкции за правонарушения в строительстве, приостанавливать действия лицензий, а также вносить в соответствующие государственные органы представления о лишении лицензий участников строительства, не выполняющих установленные правила.
Заметим, что требования, предъявляемые к иностранным подрядным организациям при осуществлении ими строительной деятельности на территории Республики Беларусь, идентичны требованиям к субъектам хозяйствования республики.
При выборе подрядной организации, в том числе иностранной, проводятся торги на строительство объекта. В условиях торгов предусмотрено, что если победитель является иностранным предприятием (кроме субъектов хозяйствования Российской Федерации), он должен обязательно использовать в работе по возведению объекта строительства не менее 30% объема изготовляемых в республике оборудования, сырья, материалов, а также работ или услуг, выполняемых белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Подрядчик, изъявивший желание участвовать в торгах на строительство объекта, должен иметь разрешение (лицензию) на право возведения соответствующих зданий и сооружений (выполнение соответствующих видов работ, услуг) на территории Республики Беларусь.
Меры, применяемые органами Госстройнадзора к иностранным подрядным организациям при нарушении ими законодательства Республики Беларусь, идентичны таковым в отношении субъектов хозяйствования — резидентов республики. К наиболее часто повторяющимся нарушениям строительного законодательства иностранными подрядчиками относятся:
- выполнение строительных работ без их регистрации в органах государственного строительного надзора, т.е. самовольное строительство, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 базовых величин, а также наложение экономических санкций на заказчика (застройщика) и подрядчика — от 200 до 500 базовых величин (с каждого);
- нарушение обязательных требований проекта и нормативной документации, что влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 20 базовых величин (при повторном в течение года — от 10 до 40 базовых величин), а также применение экономических санкций к заказчику (застройщику), подрядчику, проектной организации — от 100 до 300 базовых величин и др.;
- применение импортируемых строительных материалов и изделий, изготовленных по нормативным документам других стран, действие которых не распространяется на территорию Республики Беларусь и на которые законодательством республики проведение обязательной сертификации не предусмотрено. В республике для таких материалов предполагается обязательная процедура получения технических свидетельств, что зачастую не выполняют иностранные подрядчики. Органы государственного строительного надзора запрещают применение таких строительных материалов и изделий и требуют их технического освидетельствования на право применения на территории Республики Беларусь;
- имеют место случаи ввоза строительных материалов без их предварительной презентации, что сказывается в значительной степени на качестве готовой строительной продукции и ее долговечности;
- у иностранных фирм технический уровень ИТР и рабочих зачастую находится не на должном уровне.
Анализ качественных параметров строительства на территории Республики Беларусь показывает, что необходимы дальнейшее совершенствование деятельности надзорных органов в строительстве, разработка своего рода концепции, которая повысила бы эффективность работы органов надзора в вопросах обеспечения безопасности, эксплуатационной надежности и качества строительной продукции в целях защиты интересов ее потребителей. Данная концепция должна отразить как возросшую роль надзорных органов в системе единого механизма контроля государства в строительстве, так и выход на качественно новый уровень работы каждого из видов надзорных органов.
Азербайджанская Республика
Государственный комитет строительства и архитектуры Азербайджанской Республики также считает очень актуальным обсуждение темы “Практика контроля качества строительства объектов, возводимых по международным контрактам с участием иностранных подрядчиков в странах СНГ”. Это обусловлено тем, что в Азербайджане, как и во всех странах СНГ, в процессе осуществления экономических реформ все больше практикуется участие иностранных подрядных фирм в строительстве объектов, возводимых по международным и местным контрактам.
Отметим, что в законодательстве Азербайджанской Республики отсутствуют специальные ограничительные оговорки в отношении участия иностранных подрядных фирм в строительстве.
В Азербайджане действует Постановление Кабинета Министров, запрещающее начало строительства объектов по проектам,
не имеющим положительного заключения органов Госэкспертизы |
Иностранные подрядные фирмы, получившие право на деятельность на территории страны, могут участвовать в тендерах на строительство объектов наряду с местными строительными организациями. В случае победы деятельность подрядных организаций независимо от того, местные они или зарубежные, регулируется законами и нормативными актами Азербайджанской Республики. При этом выполняемые ними строительно-монтажные работы и применяемые строительные материалы должны соответствовать проекту и действующим СНиП и ГОСТам.
Заметим, что в Азербайджане действует Постановление Кабинета Министров, запрещающее начало строительства объектов по проектам, не имеющим положительного заключения органов Госэкспертизы.
На стадии строительства по объектам, финансируемым за счет бюджета, средств госпредприятий, зарубежных кредитов и инвестиций с гарантией, со стороны органов Госархстройконтроля Госстроя осуществляется систематический, а при необходимости — постоянный контроль качества выполненных строительно-монтажных работ и проверка системы контроля, осуществляемого заказчиком и подрядчиком.
Такой опыт работы осуществлен на ряде объектов: реконструкция Центральной клинической больницы; строительство Международного аэропорта; строительство зданий Центрального банка и Международного банка в г. Баку; реконструкция ГРЭС “Северная” и ряда ТЭЦ в г. Баку и др.
По объектам, строительство которых осуществляется за счет иностранных коммерческих инвестиций без госгарантий, по мнению Государственного комитета строительства и архитектуры Азербайджанской Республики, органами Госархстройконтроля должна выполняться выборочная проверка налаженной на объекте системы контроля со стороны инвестора, а также собственная система контроля, осуществляемая подрядчиками. Такой опыт имеется на строительстве отелей “Рэдиссон”, “Грандотель”, “Хаят Редженси”, ресторанов “Макдоналдс”, ряда жилых домов, промышленных предприятий, торговых комплексов, офисов фирм, бизнес-центров и др.
Большой объем работ иностранными подрядными организациями в Азербайджанской Республике выполняется в рамках реализации международными консорциумами нефтяных контрактов. По этой группе объектов из-за их специфики особые условия контрактов, которые отличаются от требований действующего законодательства, утверждаются Милли Меджлисом (Парламентом) Азербайджанской Республики и имеют силу самостоятельных законов. На данных объектах государственный контроль качества осуществляется другими госструктурами, и они в настоящее время находятся вне поля деятельности Госстроя. В связи с этим Госстроем Азербайджана в Кабинет Министров республики внесены предложения по изменению ситуации и введению обязательной госэкспертизы проектов этих объектов органами Госстроя Азербайджана и его участию в процессе контроля за качеством их сооружения. Республика Армения
Контроль качества строительства объектов, возводимых по международным контрактам с участием иностранных подрядчиков, в Республике Армения производится на основании действующих законов и нормативных актов, регламентирующих порядок проведения контроля качества строительства в республике подразделениями Государственной градостроительной инспекции Министерства градостроительства Республики Армения.
Основанием для проверок является Закон Республики Армения “О градостроительстве”. Согласно вышеназванному закону, субъектами градостроительной деятельности могут быть иностранные юридические лица, и их действия в этой области также подлежат контролю согласно действующим законам Республики Армения.
Согласно закону Республики Армения “О градостроительстве”,
субъектами градостроительной деятельности могут быть иностранные юридические лица, и их действия в этой области также подлежат контролю согласно действующим законам Республики Армения |
Имеется поправка к Закону, гласящая, что, если по международному контракту по строительству конкретного объекта предусмотрены иные требования, то в этом случае действуют эти требования.
Однако в большинстве случаев в контракте фиксируется, что градостроительная деятельность застройщика должна соответствовать законам Республики Армения. В таких условиях контроль качества строительства объектов независимо от источника финансирования осуществляется в соответствии с законами и нормативными актами Республики Армения. Республика Молдова
Контроль качества объектов по международным контрактам с участием международных подрядчиков в Молдове осуществляет Государственная Инспекция в Строительстве на базе Закона “О качестве в строительстве”.
Контроль качества строительства объектов, возводимых иностранными подрядчиками, не отличается от такового в отношении объектов, которые строятся местными строительными фирмами. Отметим, что за последние 5 лет в Республике Молдова за счет иностранных инвестиций произведены реконструкция и строительство таких крупных объектов, как национальная дорога М-2 Кишинэу-Сэрэтень; аэропорт г. Кишинэу; водопровод г. Комрат; водопровод и инженерные сети г. Чеадыр-Лунга; терминал для нефтепродуктов с. Джюрджюдешть; гостиница “Интернациональ”.
На объектах, финансируемых из иностранных инвестиций, Инспекция имеет право контроля объемов и стоимости работ в соответствии с “Инструкцией о проведении контрольных объемов и стоимости выполненных работ по строительству и капитальному ремонту объектов”. В результате контроля объемов и стоимости выполненных работ по реконструкции национальной дороги М-2 были сняты с выполнения 100 тыс. долларов. К виновным были применены финансовые санкции в соответствии с действующим законодательством Республики Молдова.
Государственная Инспекция в Молдове является единственным органом государственного контроля качества в строительстве, который дает заключение на приемку выполненных работ, заключение на окончательную приемку объектов, без которого приемка объектов не имеет юридической силы.
Республика Узбекистан
Согласно представленным данным, в Узбекистане задачи по улучшению потребительских свойств строительной продукции, а также обеспечению заданного уровня качества при выполнении строительно-монтажных работ, производстве строительных материалов и конструкций решаются Государственным комитетом по архитектуре и строительству (Госархитектстрой) Республики Узбекистан.
Эффективным и действенным рычагом воздействия на качество строительных работ является Госархстройнадзор Госархитектстроя Республики Узбекистан.
Практика работы с иностранными подрядчиками показывает, что ответственность по обеспечению качества СМР на объекте возложена на конкретные лица. Соблюдение технологии производства работ, лабораторный контроль, соответствие сертификатам качества поставленных материалов и конструкций, использование новейших образцов малой механизации и уровень культуры строительства находятся на высоком уровне.
Основными направлениями повышения уровня контроля качества СМР, выполняемыми иностранными строительными организациями, являются:
1) строгое соблюдение иностранными подрядчиками при производстве СМР действующих нормативов, а также законодательных актов, касающихся отрасли капитального строительства Республики Узбекистан;
2) применение строительных материалов, соответствующих стандартам ИСО-9000;
3) практика взаимоотношений участников строительного процесса в рыночных условиях, соблюдение условий заключенных контрактов по “твердой закрытой цене”;
4) широкое применение в строительстве современных методов выполнения работ.
При этом отмечается, что на некоторых объектах, где в качестве подрядчика выступают иностранные фирмы, строительные, монтажные и другие виды работ (противопожарные, электроснабжение, вентиляция и пр.) осуществляются по европейским нормам и правилам, отличающимся от национальных. В таких случаях вопрос гармонизации национальной системы стандартов с международной рассматривается в Госархитектстрое и соответствующих ведомствах Республики Узбекистан на основании действующих в республике нормативов.
По мнению Госархитектстроя Республики Узбекистан, в контрактные условия необходимо включать положения о соблюдении национальных норм и правил, а также предусматривать участие государственных надзорных органов при осуществлении строительства.
Украина
Законом Украины “О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности” не предусмотрена выдача лицензий на строительную деятельность предприятиям-нерезидентам.
Для осуществления строительной деятельности на территории Украины предприятия-нерезиденты должны зарегистрировать в Украине субъект хозяйственной деятельности — юридическое лицо.
Таким образом, зарегистрированное юридическое лицо является резидентом Украины и должно выполнять все действующие в Украине законодательные и нормативные акты.
Исключение составляют объекты, соглашения по которым ратифицируются Верховной Радой Украины.
Согласно Закону Украины “Об архитектурной деятельности”, иностранцы, которые находятся на территории Украины на
законных основаниях, при осуществлении архитектурной деятельности пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, как и граждане Украины, если другое не предусмотрено
законами и международными договорами Украины |
Согласно Закону Украины “Об архитектурной деятельности”, иностранцы и лица без гражданства, которые находятся на территории Украины на законных основаниях, при осуществлении архитектурной деятельности пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, как и граждане Украины, если другое не предусмотрено законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
На территории Украины иностранцы и лица без гражданства могут выполнять работы и принимать участие в разработке градостроительной документации, осуществлять проектирование объектов архитектуры, разрабатывать рабочую документацию для строительства только на основании договоров с субъектами хозяйственной деятельности, которые имеют лицензию на выполнение проектных работ.
Качество проектной документации проверяется органами государственной инвестиционной экспертизы независимо от источников финансирования.
Контроль качества строительно-монтажных работ и их соответствие проектной документации осуществляется техническим надзором заказчика и авторским надзором проектной организации.
Общий надзор за соблюдением градостроительного законодательства, качеством выполняемых работ осуществляется государственным архитектурно-строительным контролем.
Подводя итоги, отметим, что рациональное зерно в организации систем контроля над соблюдением норм в строительстве присутствует в законодательствах всех стран. Проблема в том, что взяться за детальную проработку этих систем контроля, чтобы в итоге создать универсальную систему, способную учесть весь опыт строительства объектов в разных странах, можно только в тесном взаимодействии с коллегами из других государств. Именно выработка единой системы контроля может помочь избежать в дальнейшем последствий недобросовестности “мигрирующих” подрядчиков-авантюристов. И опыт Европы в этом вопросе — далеко не панацея для наших стран, обладающих совершенно особой ментальностью и специфическим отношением к понятию ответственности. Благодарим Александра Панича
за предоставленные с конференции МСССД стран СНГ материалы
|