|
Поделиться с нами собственным опытом, основанным на обращениях за юридической консультацией представителей окностроительной отрасли, согласился Сергей Скуратовский, специалист по судебной защите адвокатской компании “Жариков и Синиченко”. |
В соответствии со статьей 13 Декрета Кабинета Министров Украины от 10.05.93г.
№ 46-93 “О стандартизации и сертификации”, целью осуществления сертификации
является предотвращение реализации продукции, опасной для жизни, здоровья
и имущества граждан и окружающей природной среды.
Приказом Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации
Украины от 30.08.2002г. № 498 утвержден Перечень продукции, подлежащей
обязательной сертификации в Украине. Данный Перечень содержит раздел
“Строительные материалы, изделия и конструкции”, в котором окна и двери
определены как продукция, сертификация которой является обязательной.
Однако следует помнить, что обязательной сертификации подлежит лишь продукция, предусмотренная вышеупомянутым Перечнем. И поскольку в нем отсутствуют какие-либо указания на материалы и изделия, конструктивно дополняющие окна и двери (подоконники, откосы, отливы, наличники, ставни и т.п.), то не существует законодательного требования обязательной сертификации данных изделий.
Вся продукция, которую можно классифицировать как окна или двери для
домов и сооружений, подлежит сертификации в обязательном порядке, а ее
реализация возможна лишь при наличии сертификата качества.
Единственное определение понятия “сертификат качества”, которое содержит
действующее законодательство, дает постановление Правления НБУ от 24.02.98г.
№ 65
Из анализа данного определения следует, что сертификат качества выдается
только производителям и подтверждает, что изготовленная ими продукция
соответствует стандартам системы производства данного производителя. А
поскольку система производства для соответствующего обеспечения качества
должна пройти сертификацию и получить сертификат соответствия, то можно
говорить о том, что сертификат соответствия по отношению к сертификату
качества является первичным документом. Из чего следует вывод, что
при наличии сертификата соответствия не обязательно иметь сертификат качества.
Согласно ст. 16 Закона Украины “О защите прав потребителей” от 12.05.91г.
№ 1023-XII, товары (работы, услуги), на которые установлены обязательные
требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья потребителей, их
имущества и окружающей среды, подлежат обязательной сертификации согласно
действующему законодательству.
Кроме того, статьей 1701 Кодекса Украины об административных правонарушениях
предусмотрено, что введение в оборот продукции (в том числе импортной),
которая подлежит обязательному подтверждению соответствия, но относительно
которой нет сертификата соответствия, влечет за собой наложение административного
штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо
от форм собственности.
Как видно из вышеизложенного, рядовой потребитель законодательно защищен
от некачественного товара, однако, как свидетельствует практика, данная
защита зачастую реализуется путем ущемления прав и законных интересов
продавца со стороны контролирующих органов.
Рассмотрим возможные варианты проверки соответствия качества окон
и дверей с точки зрения полномочий различных контролирующих органов.
В соответствии со ст. 2447 КоАП Украины органы исполнительной власти в
сфере стандартизации, метрологии и сертификации рассматривают дела, связанные
с нарушением законодательства в области стандартизации, качества продукции,
метрологии и сертификации. От лица органов исполнительной власти рассматривать
дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания
имеют право:
Полномочия по проверке наличия сертификатов соответствия органов
МВД (отдела по борьбе с экономической преступностью).
В своей деятельности данный орган руководствуется законами Украины “О
милиции” и “Об оперативно-розыскной деятельности”, в которых определено,
что милиция в соответствии со своими задачами обязана: выяснять причины
и условия, которые оказывают содействие правонарушениям, употреблять
в рамках своей компетенции меры по их устранению. Милиции для выполнения
возложенных на нее обязанностей предоставляется право налагать административные
взыскания или передавать материалы об административных правонарушениях
на рассмотрение других государственных органов.
Полномочия по проверке наличия сертификатов качества налоговых органов.
Законом Украины от 04.12.90 N 509-XII “О государственной налоговой службе
в Украине” этим органам такие полномочия не предоставлены.
Статья 11 этого Закона предусматривает, что органы государственной налоговой
службы имеют право накладывать административные штрафы на лиц, виновных
в отсутствии налогового учета или ведении его с нарушением установленного
порядка, непредоставлении или несвоевременном представлении аудиторских
отчетов и платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов,
сборов (обязательных платежей).
Таким образом, производителям и поставщикам
окон и дверей следует иметь в виду, что не все проверяющие органы вправе
требовать предоставления сертификата качества на продукцию и что такое
требование должно быть обосновано действующим законодательством Украины
Что же касается недобросовестных потребителей, то статья 12 Закона “О
защите прав потребителей” предоставляет покупателю право требовать от
продавца, чтобы качество приобретенного им товара соответствовало требованиям
нормативных документов, а продавец, в свою очередь, обязан передать
потребителю товар, который по качеству соответствует требованиям нормативных
документов.
Следовательно, защититься от недобросовестных покупателей продавец может
лишь с помощью договора, заключенного сторонами при продаже (изготовлении
и/или монтаже) окон или дверей.
Поскольку инициатива реализации товара окончательному потребителю юридически
исходит от производителя (продавца), то представляется вполне разумным
предусмотреть в предложенном варианте договора все возможные пути предотвращения
различных претензий потребителя. Право покупателя либо принять предложенные
условия договора, либо отказаться от сделки в целом.
Кроме того, предупреждение потребителя о недостатках товара, а
также о возможных последствиях неправильной эксплуатации является не
правом продавца, а его прямой обязанностью.
Однако следует помнить, что условия договора, ограничивающие права потребителя
сравнительно с правами, предоставленными законодательством, признаются
недействительными.
Также, необходимо учитывать, что все спорные вопросы, по которым сторонам
не удается достичь согласия, разрешаются в судебном порядке. При этом
срок исковой давности по претензиям потребителей, связанным с недостатками
проданного товара, ограничивается шестью месяцами.