Алгоритм создания системы менеджмента качества на предприятии
Разработка и внедрение систем менеджмента качества (СМК)
на предприятиях является по своей сути сложной многоплановой задачей.
Основная ее предпосылка – это заинтересованность высшего руководства предприятия.
Главная задача, решаемая в ходе реализации проекта, заключается в повышении
конкурентоспособности предприятия путем создания на нем эффективной
системы управления, обеспечивающей:
- гарантированный доступ предприятия на международный рынок за счет наличия
международного сертификата на систему качества по ISO 9000;
- централизованное управление организацией в целом – учет, планирование,
анализ, контроль;
- организацию управления процессами на основе современных методов планирования,
что позволяет сократить потребность у предприятия в ресурсах за счет максимально
рационального их использования;
- гибкость и оперативность управления предприятием и качество принимаемых
управленческих решений за счет контроля выполняемых процессов в режиме
реального времени, формализации функций сотрудников (конкретность действий)
и оперативности получения достоверной информации;
- снижение риска потерь за счет точности и оперативности принятия решений,
прозрачности системы управления “сверху вниз”, разграничения доступа к
информации в соответствии с полномочиями и должностными обязанностями
сотрудников, обеспечения конфиденциальности информации.
Главная задача, решаемая в ходе внедрения
систем менеджмента качества, заключается в повышении конкурентоспособности
предприятия путем создания на нем эффективной системы управления
- Создание и внедрение СМК осуществляется в три этапа:
1. Подготовительный этап (срок реализации 3-5 месяцев*); в ходе его реализации
проводится предварительное обследование предприятия, согласовываются цели,
задачи и этапы внедрения и разрабатываются базовые решения СМК;
2. Непосредственно создание СМК и ее документирование (стартует примерно
через 1-2 месяца после начала 1-го этапа, ориентировочный срок реализации
— 4-5 месяцев*);
3. Передача построенной СМК пользователям. На этом этапе разработанная
СМК вливается в систему управления предприятием, выполняется обучение
персонала навыкам работы в рамках разработанной СМК, проводится внутренний
аудит (стартует после окончания 2-го этапа, ориентировочный срок реализации
— 1,5 месяца*).
- В рамках создания СМК на предприятии будут выполнены
следующие работы:
1. Назначение руководителя проекта построения СМК (после разработки СМК
сотрудник будет выполнять функции представителя руководства по СМК).
2. Создание рабочей группы проекта построения СМК.
3. Составление требований к СМК. Выделение процессов в деятельности предприятия.
4. Установление фактического состояния СМК на предприятии и степени ее
формализованности и документированности.
5. Определение мнения потребителя (заказчика) о результатах работы предприятия.
6. Определение различий между планируемым и фактическим состоянием.
7. Разработка основных положений политики в области качества предприятия.
8. Составление детального плана проекта построения СМК (включает в себя
описание выделенных на предприятии процессов, обучение основам менеджмента
качества в соответствии с требованиями ISO 9001 сотрудников предприятия).
9. Реализация запланированных мероприятий при постоянном контроле.
10. Разработка документации СМК.
11. Обучение персонала навыкам работы в рамках требований разработанной
документации СМК.
12. Утверждение высшим руководством и введение в действие СМК.
13. Проведение первого внутреннего аудита.
14. Реализация и верификация (утверждение) необходимых корректирующих
мероприятий.
15. Анализ СМК высшим руководством предприятия.
16. Планирование и проведение мероприятий по подготовке СМК к сертификации.
17. Подача заявки на сертификацию.
Ресурсы, необходимые для успешной реализации проекта разработки СМК
на предприятии
Людские — создание рабочей группы проекта. В состав
рабочей группы входит:
- руководитель проекта (представитель руководства по СМК) — выполняет
общее руководство и координирование работ по разработке СМК, обладает
знаниями продукции, процессов, потребителей и поставщиков предприятия;
- сотрудник (возможно, несколько сотрудников*) со значительным опытом
работы в рамках основной деятельности предприятия;
- оператор ПК (уровень квалификации не ниже, чем продвинутый пользователь)
— выполняет комплекс работ с электронными версиями разрабатываемых документов
СМК;
- специалист по стандартам качества серии ISO 9000 (привлеченный консультант).
Целесообразно создать на предприятии координационный
совет по качеству
На время реализации проекта разработки СМК сотрудники, входящие в состав
рабочей группы, желательно должны быть освобождены от своих основных функций
(на усмотрение руководства). После завершения проекта разработки СМК рабочая
группа распускается, сотрудники могут вернуться к выполнению своих основных
обязанностей.
Целесообразно создать на предприятии координационный совет по качеству,
который возглавит высший руководитель предприятия, и в состав его войдут
все руководители подразделений предприятия, причастные к разработке СМК.
Это позволит обеспечить максимальное вовлечение сотрудников предприятия
в процесс разработки, а также оперативное решение вопросов, которые возникают
при разработке СМК.
Материальные — обеспечение рабочей группы помещением,
канцтоварами, материалами и пр. и рабочими местами с ПК (с необходимой
периферией и подключением к сети Internet).
Финансовыми — расходы, связанные с оплатой услуг и
командировочных расходов консультанта, а также приобретением необходимых
печатных материалов (например: покупка стандартов ISO 9000, ISO 9001,
ISO 9004).
* Примечание: длительность каждого этапа и всего цикла разработки СМК
по ISO 9000, количество и состав членов рабочей группы, а также стоимость
услуг консультанта зависит в первую очередь от особенностей деятельности
предприятия, численности сотрудников и состояния существующей на предприятии
системы качества.
Зам. директора по вопросам
качества КиевЗНИИЭП,
А.А. Брусан
|