Заграница нам поможет...

 3 530
Одной из самых насущных, горячо обсуждаемых и пропагандируемых в наш век тем является тема качества или, точнее, определение понятия качества в нашей стране с принятием цивилизованных европейских норм. Анализируя горы материалов о борьбе за качество и внедрении систем контроля на предприятиях Украины, мы так и не обнаружили ни четкого определения, к чему мы стремимся (то есть, какова конечная цель), ни каким путем мы туда собираемся идти. Собственно, дальше деклараций готовности “идти в Европу” и гордых демонстраций пачек сертификатов дело ни у кого не идет. Попробуем же разобраться, что же это такое — европейская система контроля качества на предприятии и “с чем ее едят”.
Алгоритм создания системы менеджмента качества на предприятии

Разработка и внедрение систем менеджмента качества (СМК) на предприятиях является по своей сути сложной многоплановой задачей. Основная ее предпосылка – это заинтересованность высшего руководства предприятия.
Главная задача, решаемая в ходе реализации проекта, заключается в повышении конкурентоспособности предприятия путем создания на нем эффективной системы управления, обеспечивающей:
- гарантированный доступ предприятия на международный рынок за счет наличия международного сертификата на систему качества по ISO 9000;
- централизованное управление организацией в целом – учет, планирование, анализ, контроль;
- организацию управления процессами на основе современных методов планирования, что позволяет сократить потребность у предприятия в ресурсах за счет максимально рационального их использования;
- гибкость и оперативность управления предприятием и качество принимаемых управленческих решений за счет контроля выполняемых процессов в режиме реального времени, формализации функций сотрудников (конкретность действий) и оперативности получения достоверной информации;
- снижение риска потерь за счет точности и оперативности принятия решений, прозрачности системы управления “сверху вниз”, разграничения доступа к информации в соответствии с полномочиями и должностными обязанностями сотрудников, обеспечения конфиденциальности информации.

Главная задача, решаемая в ходе внедрения систем менеджмента качества, заключается в повышении конкурентоспособности предприятия путем создания на нем эффективной системы управления


- Создание и внедрение СМК осуществляется в три этапа:

1. Подготовительный этап (срок реализации 3-5 месяцев*); в ходе его реализации проводится предварительное обследование предприятия, согласовываются цели, задачи и этапы внедрения и разрабатываются базовые решения СМК;
2. Непосредственно создание СМК и ее документирование (стартует примерно через 1-2 месяца после начала 1-го этапа, ориентировочный срок реализации — 4-5 месяцев*);
3. Передача построенной СМК пользователям. На этом этапе разработанная СМК вливается в систему управления предприятием, выполняется обучение персонала навыкам работы в рамках разработанной СМК, проводится внутренний аудит (стартует после окончания 2-го этапа, ориентировочный срок реализации — 1,5 месяца*).

- В рамках создания СМК на предприятии будут выполнены следующие работы:
1. Назначение руководителя проекта построения СМК (после разработки СМК сотрудник будет выполнять функции представителя руководства по СМК).
2. Создание рабочей группы проекта построения СМК.
3. Составление требований к СМК. Выделение процессов в деятельности предприятия.
4. Установление фактического состояния СМК на предприятии и степени ее формализованности и документированности.
5. Определение мнения потребителя (заказчика) о результатах работы предприятия.
6. Определение различий между планируемым и фактическим состоянием.
7. Разработка основных положений политики в области качества предприятия.
8. Составление детального плана проекта построения СМК (включает в себя описание выделенных на предприятии процессов, обучение основам менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001 сотрудников предприятия).
9. Реализация запланированных мероприятий при постоянном контроле.
10. Разработка документации СМК.
11. Обучение персонала навыкам работы в рамках требований разработанной документации СМК.
12. Утверждение высшим руководством и введение в действие СМК.
13. Проведение первого внутреннего аудита.
14. Реализация и верификация (утверждение) необходимых корректирующих мероприятий.
15. Анализ СМК высшим руководством предприятия.
16. Планирование и проведение мероприятий по подготовке СМК к сертификации.
17. Подача заявки на сертификацию.

Ресурсы, необходимые для успешной реализации проекта разработки СМК на предприятии

Людские — создание рабочей группы проекта. В состав рабочей группы входит:
- руководитель проекта (представитель руководства по СМК) — выполняет общее руководство и координирование работ по разработке СМК, обладает знаниями продукции, процессов, потребителей и поставщиков предприятия;
- сотрудник (возможно, несколько сотрудников*) со значительным опытом работы в рамках основной деятельности предприятия;
- оператор ПК (уровень квалификации не ниже, чем продвинутый пользователь) — выполняет комплекс работ с электронными версиями разрабатываемых документов СМК;
- специалист по стандартам качества серии ISO 9000 (привлеченный консультант).

Целесообразно создать на предприятии координационный совет по качеству


На время реализации проекта разработки СМК сотрудники, входящие в состав рабочей группы, желательно должны быть освобождены от своих основных функций (на усмотрение руководства). После завершения проекта разработки СМК рабочая группа распускается, сотрудники могут вернуться к выполнению своих основных обязанностей.
Целесообразно создать на предприятии координационный совет по качеству, который возглавит высший руководитель предприятия, и в состав его войдут все руководители подразделений предприятия, причастные к разработке СМК. Это позволит обеспечить максимальное вовлечение сотрудников предприятия в процесс разработки, а также оперативное решение вопросов, которые возникают при разработке СМК.

Материальные — обеспечение рабочей группы помещением, канцтоварами, материалами и пр. и рабочими местами с ПК (с необходимой периферией и подключением к сети Internet).

Финансовыми — расходы, связанные с оплатой услуг и командировочных расходов консультанта, а также приобретением необходимых печатных материалов (например: покупка стандартов ISO 9000, ISO 9001, ISO 9004).

* Примечание: длительность каждого этапа и всего цикла разработки СМК по ISO 9000, количество и состав членов рабочей группы, а также стоимость услуг консультанта зависит в первую очередь от особенностей деятельности предприятия, численности сотрудников и состояния существующей на предприятии системы качества.

Зам. директора по вопросам
качества КиевЗНИИЭП,
А.А. Брусан

 

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее