Оценка оконного рынка по итогам 2015 года
Оценивая итоги 2015 года в оконной отрасли Украины, большинство опрошенных производителей оконной продукции (65%) отметили падение рынка до 30% относительно 2014 года.
В целом, основной стратегией украинских производителей
Однако, несмотря на общий негативный тон итоговых оценок, более половины респондентов смогли закончить год с сохранением показателей 2014 года либо показать рост до 20%. Отрицательным выполнение плановых показателей 2015 года назвали лишь 8% участников опроса.
При этом среди негативных изменений, произошедших на рынке в 2015 году, участники опроса выделили снижение стоимости продукции в долларовом эквиваленте, сокращение количества дилеров и общее ухудшение качества конечных изделий.
Более 90% респондентов отметили отсутствие
Продукция и продажи
Официальные данные по индексу потребительских цен в Украине за 2015 год свидетельствуют об инфляции на уровне 44%. Повышение коснулось всех групп товаров, включая оконную продукцию.
Так, большинство участников опроса (46%) отметили повышение цен в гривневом эквиваленте на производимые окна в среднем на 20–40%. Около 20% респондентов еще больше увеличили свои цены вплоть до 60%. Те же компании (37%), которые существенно повысили цены ранее ограничились ростом в 2015 году до 20%.
При этом лишь 37% респондентов пошли на сокращение собственной наценки. Остальные производители либо сохранили свою наценку на предыдущем уровне (46%), либо были вынуждены поднять ее на 10–20%.
Ассортимент продукции и комплектующие
Говоря об изменении ассортимента предлагаемой оконной продукции в Украине, значительная часть опрошенных производителей (55%) отметили, что в 2015 году расширили свою продуктовую линейку новыми моделями, о чем также свидетельствует добавление нового профиля и/или фурнитуры большей половиной компаний (65%).
При этом обновление линейки комплектующих у такого же числа респондентов (64%) проходило без смены поставщика.
Остальные 36% участников опроса начали сотрудничество с новыми производителями комплектующих с целью снизить себестоимость своей продукции либо иметь более выгодные условия сотрудничества.
Структура используемых комплектующих в целом сохранилась без изменений относительно предыдущих лет. Лишь 28% участников опроса отметили, что отечественные комплектующие составляют более 60% в их продукции. У остальных респондентов этот показатель значительно ниже, а 18% отметили, что работают исключительно с комплектующими иностранного производства.
Популярность продукции эконом-класса
Что касается сегмента наиболее активно используемых комплектующих в 2015 году, то здесь ожидаемо велика доля комплектующих эконом- и стандарт-класса, что отметили по 37%
Энергосбережение
Тренд на использование энергосберегающих технологий уже давно является повсеместным в большинстве стран мира. Преимущества энергосберегающей продукции очевидны, в том числе и в оконной отрасли. Соответственно все респонденты опроса предлагают своим потребителям продукцию со
Так однокамерные пакеты с
Особенно важно отметить, что респонденты опроса принимали участие в государственной программе энергоэффективности в сотрудничестве с рядом украинских банков.
При этом 91% опрошенных компаний отметили, что данная программа показала себя эффективной.
Маркетинговая деятельность
Как и ранее, в 2015 году ведущую роль в продвижении своей продукции украинские производители окон оставили собственным отделам маркетинга, что легко объяснимо в условиях стратегии оптимизации собственных издержек. Другими словами, привлечение рекламных агентств к популяризации продукции является скорее единичным событием, чем практикой на украинском оконном рынке.
Основным каналом рекламы и продвижения в 2015 году ожидаемо стал интернет, который активно использовали 33% опрошенных компаний.
Однако результаты опроса показывают, что ни одна компания не работает с полным набором инструментов интернет-маркетинга: контекстная реклама, seo,
Никуда не ушли из поля зрения маркетологов
Наименее же активно в 2015 году использовались региональные и национальные СМИ, что в целом закономерно с уходом массового потребителя в интернет за отзывами и первичной информацией.
Конкурентная среда
В целом более половины, а именно 55%, респондентов отметили, что считают своими основными конкурентами более 5 компаний, а 37% ориентируются лишь на 3–5 основных конкурентов. При этом 73% оценивают качество собственной продукции выше конкурентов и ретранслируют это мнение на потребителя.
Основным инструментом конкурентной борьбы в 2015 году
Касательно влияния деятельности конкурентов на итоги 2015 года, то здесь большинство участников опроса (55%) отметили, что появление новых конкурентов в регионах не имело для них ощутимых последствий. На 28% респондентов усиление конкуренции оказало более значительное влияние.
Дилеры
Судя по итогам опроса, 2015 год не принес существенных изменений в количество активных дилеров, работающих на рынке окон Украины. Об этом свидетельствует мнение 54% опрошенных компаний производителей окон, отметивших их незначительное сокращение в сравнении с 2014 годом.
С явной негативной оценкой тенденции количества собственных дилерских салонов согласны лишь 18% компаний.
Особенно интересно отметить, что 64% участников опроса смогли увеличить количество своих представителей в регионах.
При этом увеличение происходило, как правило, за счет уже освоенных регионов, где это сделать в большинстве случаев было проще.
Касательно качества сотрудничества производителя и дилера, то здесь важно отметить необходимость градации самих дилеров по степени их собственной заинтересованности в данном бизнесе и профессионализме.
В частности, участники опроса считают, что как раз главной сложностью при работе с дилерами является их нежелание повышать собственную квалификацию (38%) и системно подходить к организации собственного бизнеса (21%).
Так, 46% опрошенных производителей окон отметили, что не видят особого интереса дилеров в рекламной поддержке. При этом основной упор делается как раз на цену продукции, которая продолжает оставаться основным фактором в налаживании сотрудничества между дилером и производителем.
Обучение и мотивационные программы
Еще одному аспекту сотрудничества — обучающим семинарам для дилеров как способу повысить качество обслуживания конечных потребителей, а значит и свои продажи — также не уделялось в 2015 году должного внимания со стороны производителей окон. Об этом говорят 83% участников опроса, которые редко проводили подобные мероприятия, хотя 46% из этого числа высоко оценивают их эффективность.
В целом, в 2015 году 64% участников опроса оценили общую лояльность дилеров оконной продукции в Украине как среднюю и достаточно надежную. Это же количество производителей считает, что среди их собственных дилеров среднюю или высокую лояльность сохраняет 30–40%.
Кадровая политика
Как видно из предыдущих разделов, несмотря на негативную оценку динамики оконного рынка Украины, его участники продолжают активно работать, а значит неизбежно сталкиваются с поискам тех, кто выполняет эту работу.
Итоги опроса демонстрируют, что в 2015 году наибольшую нехватку кадров респонденты отметили в области продаж (32%) и на производстве (25%).
При этом 55% компаний увеличили свои отделы продаж с целью стимулирования сбыта.
Касательно способов экономии, к которым были вынуждены прибегнуть респонденты в 2015 году, то здесь 67% из них отметили, что вообще не вводили
Прогноз на 2016 год
Весьма показательным является то, что наиболее важную роль респонденты отвели повышению профессионального уровня своего персонала (25%). Очевидно, что в условиях в целом устоявшегося рынка этот фактор конкуренции для многих выходит на первый план.
Делая прогнозы относительно перспектив оконного рынка Украины в 2016 году, большинство респондентов (65%) сходятся на отсутствии
Объем инвестиций в 2016 году
Касательно абсолютных цифр, то здесь перспективы дополнительного инвестирования в 2016 году у опрошенных компаний в целом разделены поровну.
Инвестиции более 150 тыс. у.е., как правило, приходится на компании из первой пятерки производителей и предполагают приобретение оборудования для успешной конкуренции и дальнейшей монополизации рынка, что, в целом, неизбежно в ближайшие годы со стороны основных игроков рынка.
Инвестиции от 50–150 тыс. у.е. соответствуют планам компаний с меньшей долей рынка, но планирующих сохранить эту долю в ближайший 1–2 года, и будут направлены непосредственно в продвижение продукции на рынке.
Стратегическое планирование в оконных компаниях Украины
Отдельно стоит отметить подход к бизнес-планированию в украинских оконных компаниях. Результаты опроса свидетельствуют, что подход к ведению бизнеса у многих компаний не отличается продуманностью и системностью. Так, практически половина опрошенных компаний нуждается в формировании либо в существенной доработке своих
В целом же максимальный горизонт бизнес-планирования ограничивается 2 годами у большинства компаний.
http://oknakonsult.com/analitika/
Но в тоже самое время вынужден отметить, что не все респонденты были честны в своих ответах и из-за этого происходит дисбаланс в ответах на некоторые вопросы. Хотелось бы конечно чтобы все отвечали честно и не предвзято, но ожидать этого, увы, не приходится.