Компетентностный подход в эпоху информационных технологий
однозначно более выигрышен по сравнению с подходом, ориентированным на знания,
умения и навыки, поскольку требования к умениям и навыкам меняются очень быстро,
а знания обновляются еще быстрее.
Термин «компетенция» пришел на смену привычным
понятиям «знания, умения и навыки», которые традиционно использовались для
описания квалификации специалистов. В настоящее время под этим понимается «качество
социальной личности, востребованное на рынке труда и позволяющее этой личности
отвечать на задачи, которые ставит перед ней общество».
Необходимость переориентации
высшего образования с количественных характеристик на формирование качеств личности
вполне очевидна. К сожалению, дальше понимания этой необходимости в российском
образовании дело не идет, поскольку как внедрить компетентностный подход пока
неясно, начиная с того, что не существует схемы определения необходимых на рынке
компетенций и новые стандарты также созданы по факту с ориентацией на старый
подход, и заканчивая тем, что абсолютно непонятно, как организовать процесс
обучения, нацеленный не на передачу знаний, а на формирование социальных качеств.
Как перейти к новому подходу? Вся школа традиционно ориентирована на передачу
знаний. У нас есть специалисты в отдельных сферах знания, и они передают это
знание, и от этого никуда не деться, это главное.
Специалистов по компетенциям
у нас нет, и под них нет образовательных структур: ни кафедр, ни методических
семинаров, ни литературы. Самое печальное, что мы даже сами компетенции пока
не можем определить, в этом есть большие трудности.
Потому что работодателю
нужна золотая рыбка: чтобы делала все и сразу.
Это будет самый выгодный сотрудник.
Понятно, что в большинстве случаев работодателям нужны просто компьютерные
программы, или роботы с определенным числом функций, а люди здесь вообще не причем.
Под формирование и контроль этой функциональности заточен весь государственный
аппарат.
А современная экономика требует не столько роботов, сколько людей,
так как экономика становится индивидуальной. Поэтому университетская наука должна
взять на себя лидирующую роль, так же, как и в современном производстве. То есть
она должна моделировать идеального сотрудника, затем моделировать процесс достижения
этого идеала, а потом корректировать и эту модель, и эти процессы, исходя из
условий их практической деятельности, из требований современного производства.
По такому алгоритму была построена наша работа по формированию компетентностной
модели специалиста в области лесных отношений (квалификация экономист-менеджер
лесного хозяйства).
На практике формирование компетенций в настоящее время
происходит в рамках учебных занятий по предметам (предметная урочная система).
Чтобы перейти от формирования знаний к формированию компетенций, необходимо
ориентировать на компетенции учебные программы. Задача каждого урока или
самостоятельной работы должна состоять не только в получении знаний по определенной
теме, но в освоении некоей компетенции. Качества личности невозможно формировать
в информационном вакууме. Материальная база знаний необходима не только для
обучения анализу ситуационных проблем лесного комплекса или ведению деловой переписки
с партнерами по бизнесу, но и для формирования критического мышления, культуры
общения и т.п. Например, невозможно овладеть культурой межличностного общения,
не владея понятием «культура», не владея информацией о культурных различиях в
регионах СНГ и России.
Поэтому области знания не теряют своей значимости в
образовательном процессе. Знания становятся материалом и образцом для овладения
компетенциями. Тем не менее, ориентация на формирование компетенций в учебном
процессе требует новых педагогических подходов и технологий. Так, критическими
общими компетенциями являются аналитическое мышление, умение работать с информацией,
творчество, критическое мышление, командная работа, способность принимать решения,
коммуникабельность, навыки самоорганизации и контроля, умение представить себя
и свою работу.
Такой комплекс компетенций не может сформироваться в рамках
традиционных учебных форм восприятия и воспроизведения информации.
Необходимы
формы учебной работы, которые до сих пор являются новаторскими: проектная работа
в группах, учебные дискуссии, проблемное обучение, разного рода тренинги, решение
практических задач за пределами учебной аудитории/библиотек (выход на практическую
деятельность), реальные стажировки.
Для перехода к новой образовательной парадигме необходимо обеспечить
обучение преподавателей новым формам работы в рамках кафедральных семинаров и
повышения квалификации педагогических работников.
Более того, нужно их разработать
и внедрить. Учебные и образовательные программы пока, как и раньше, составляются
с ориентацией на знания, умения и навыки, которые получат слушатели, пройдя тот
или иной курс или программу. В рамках новой парадигмы цели программы необходимо
формулировать и реализовывать в терминах компетенций, формирования и развития
новых качеств личности.
В общих чертах ПРОГРАММА может иметь следующую форму
Например, название курса. «Древесиноведение и лесное
товароведение».
Цели курса. По завершении курса студент должен владеть
следующими компетенциями: осмысленный анализ необходимости изучения данной дисциплины,
трактовка и исследование физических, химических и других свойств древесины, как
продукта труда; разносторонний анализ и объяснение сути технологических процессов,
результатом которых древесина превращается в новый продукт; самостоятельное
углубленное изучение теории рационального раскроя ствола на круглые материалы.
В ходе курса будут развиваться следующие общие и специальные компетенции студентов:
- обработка информации;
- умение работать с научно-техническим текстом;
- письменная и устная речь;
- презентация результатов своей работы;
- работа в команде;
- творческое и критическое мышление;
- основы межпартнерских отношений;
- личная толерантность как человека, овладевшего знаниями и практикой профессионала лесного бизнеса — компетентного специалиста высокого интеллекта.
Для системы, ориентированной на знания, характерно поступательное
движение в овладении знаниями — умениями — навыками. Ни одна компетенция не может
сформироваться в рамках одного определенного курса, необходимо повторное обращение
к ней в рамках нескольких учебных курсов (по крайней мере, трех–четырех, формула
педагогики 5 ±2 работает и здесь).
Вернемся к примеру программы по
«Древесиноведению и лесному товароведению». Одной из задач курса является обучение
анализу научно-технических текстов. Эта компетенция должна развиваться также в
рамках курсов «Введение в специальность», «Культура речи», «Психология», «Основы
лесного хозяйства», «Экономика и управление предприятием (лесного комплекса) и
проч., которые входят в учебную программу этой специальности. Общие компетенции
(работа в команде, способность принимать решения, анализировать информацию и т.д.)
должны формироваться в рамках всех курсов.
Вывод
Для внедрения компетентностного подхода считаем необходимым переобучение самих преподавателей новым формам работы, разработку и внедрение механизма мотивации преподавателей к новаторской деятельности, обеспечение прочных межпредметных и междисциплинарных связей в рамках учебных программ, разработку компетентностно-ориентированных учебных планов. В таблице приводится план работы (на примере одной темы).
Литература
- Васькин Д. Г., Сергеев В. В. Древесина ее строение и способы эффективной сушки. Учебное пособие: Филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре: 2007. 457 с.
- Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. — М.: Высшее образование сегодня, 2004, № 3.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. — М.: Высшее образование сегодня, 2003, № 5.
- Будущее европейского образования. Болонский процесс (Сорбонна — Болонья — Саламанка-рага). Составитель Е. В. Шевченко. СПб: Изд-во СПб ГПУ, 2002.
- Загрекова Л. В. Теория и технологии обучения. — М.: Высшая школа, 2004.
В. В. Сергеев, Д. Г. Васькин,
УдГУ, г. Кудымкар, РФ.
По материалам доклада на V Международном евразийском симпозиуме
«Деревообработка:
технологии, оборудование, менеджмент XXI века»,
г. Екатеринбург, РФ,
сентябрь 2010 г.