Компетентностный подход и новые ценности специального высшего образования

 1 400
На рынке труда сегодня по разным причинам имеется недостаток квалифицированных кадров, одна из которых — несоответствие результатов высшего образования требованиям рынка. Работодатели ищут сотрудника, обладающего определенными профессиональными и личными качествами, университеты же и специальные высшие заведения выпускают специалистов, в лучшем случае обладающих знаниями, но не имеющих навыков.

Компетентностный подход в эпоху информационных технологий однозначно более выигрышен по сравнению с подходом, ориентированным на знания, умения и навыки, поскольку требования к умениям и навыкам меняются очень быстро, а знания обновляются еще быстрее.
Термин «компетенция» пришел на смену привычным понятиям «знания, умения и навыки», которые традиционно использовались для описания квалификации специалистов. В настоящее время под этим понимается «качество социальной личности, востребованное на рынке труда и позволяющее этой личности отвечать на задачи, которые ставит перед ней общество».
Необходимость переориентации высшего образования с количественных характеристик на формирование качеств личности вполне очевидна. К сожалению, дальше понимания этой необходимости в российском образовании дело не идет, поскольку как внедрить компетентностный подход пока неясно, начиная с того, что не существует схемы определения необходимых на рынке компетенций и новые стандарты также созданы по факту с ориентацией на старый подход, и заканчивая тем, что абсолютно непонятно, как организовать процесс обучения, нацеленный не на передачу знаний, а на формирование социальных качеств.
Как перейти к новому подходу? Вся школа традиционно ориентирована на передачу знаний. У нас есть специалисты в отдельных сферах знания, и они передают это знание, и от этого никуда не деться, это главное.
Специалистов по компетенциям у нас нет, и под них нет образовательных структур: ни кафедр, ни методических семинаров, ни литературы. Самое печальное, что мы даже сами компетенции пока не можем определить, в этом есть большие трудности.
Потому что работодателю нужна золотая рыбка: чтобы делала все и сразу.
Это будет самый выгодный сотрудник. Понятно, что в большинстве случаев работодателям нужны просто компьютерные программы, или роботы с определенным числом функций, а люди здесь вообще не причем. Под формирование и контроль этой функциональности заточен весь государственный аппарат.
А современная экономика требует не столько роботов, сколько людей, так как экономика становится индивидуальной. Поэтому университетская наука должна взять на себя лидирующую роль, так же, как и в современном производстве. То есть она должна моделировать идеального сотрудника, затем моделировать процесс достижения этого идеала, а потом корректировать и эту модель, и эти процессы, исходя из условий их практической деятельности, из требований современного производства.
По такому алгоритму была построена наша работа по формированию компетентностной модели специалиста в области лесных отношений (квалификация экономист-менеджер лесного хозяйства).
На практике формирование компетенций в настоящее время происходит в рамках учебных занятий по предметам (предметная урочная система). Чтобы перейти от формирования знаний к формированию компетенций, необходимо ориентировать на компетенции учебные программы. Задача каждого урока или самостоятельной работы должна состоять не только в получении знаний по определенной теме, но в освоении некоей компетенции. Качества личности невозможно формировать в информационном вакууме. Материальная база знаний необходима не только для обучения анализу ситуационных проблем лесного комплекса или ведению деловой переписки с партнерами по бизнесу, но и для формирования критического мышления, культуры общения и т.п. Например, невозможно овладеть культурой межличностного общения, не владея понятием «культура», не владея информацией о культурных различиях в регионах СНГ и России.
Поэтому области знания не теряют своей значимости в образовательном процессе. Знания становятся материалом и образцом для овладения компетенциями. Тем не менее, ориентация на формирование компетенций в учебном процессе требует новых педагогических подходов и технологий. Так, критическими общими компетенциями являются аналитическое мышление, умение работать с информацией, творчество, критическое мышление, командная работа, способность принимать решения, коммуникабельность, навыки самоорганизации и контроля, умение представить себя и свою работу.
Такой комплекс компетенций не может сформироваться в рамках традиционных учебных форм восприятия и воспроизведения информации.
Необходимы формы учебной работы, которые до сих пор являются новаторскими: проектная работа в группах, учебные дискуссии, проб­лемное обучение, разного рода тренинги, решение практических задач за пределами учебной аудитории/библиотек (выход на практическую деятельность), реальные стажировки.

Для перехода к новой образовательной парадигме необходимо обеспечить обучение преподавателей новым формам работы в рамках кафедральных семинаров и повышения квалификации педагогических работников.
Более того, нужно их разработать и внедрить. Учебные и образовательные программы пока, как и раньше, составляются с ориентацией на знания, умения и навыки, которые получат слушатели, пройдя тот или иной курс или программу. В рамках новой парадигмы цели программы необходимо формулировать и реализовывать в терминах компетенций, формирования и развития новых качеств личности.

В общих чертах ПРОГРАММА может иметь следующую форму

Например, название курса. «Древесиноведение и лесное товароведение».
Цели курса. По завершении курса студент должен владеть следующими компетенциями: осмысленный анализ необходимости изучения данной дисциплины, трактовка и исследование физических, химических и других свойств древесины, как продукта труда; разносторонний анализ и объяснение сути технологических процессов, результатом которых древесина превращается в новый продукт; самостоятельное углубленное изучение теории рационального раскроя ствола на круглые материалы.
В ходе курса будут развиваться следующие общие и специальные компетенции студентов:

  • обработка информации;
  • умение работать с научно-техническим текстом;
  • письменная и устная речь;
  • презентация результатов своей работы;
  • работа в команде;
  • творческое и критическое мышление;
  • основы межпартнерских отношений;
  • личная толерантность как человека, овладевшего знаниями и практикой профессионала лесного бизнеса — компетентного специалиста высокого интеллекта.

Для системы, ориентированной на знания, характерно поступательное движение в овладении знаниями — умениями — навыками. Ни одна компетенция не может сформироваться в рамках одного определенного курса, необходимо повторное обращение к ней в рамках нескольких учебных курсов (по крайней мере, трех–четырех, формула педагогики 5 ±2 работает и здесь).
Вернемся к примеру программы по «Древесиноведению и лесному товароведению». Одной из задач курса является обучение анализу научно-технических текстов. Эта компетенция должна развиваться также в рамках курсов «Введение в специальность», «Культура речи», «Психология», «Основы лесного хозяйства», «Экономика и управление предприятием (лесного комплекса) и проч., которые входят в учебную программу этой специальности. Общие компетенции (работа в команде, способность принимать решения, анализировать информацию и т.д.) должны формироваться в рамках всех курсов.

Вывод

Для внедрения компетентностного подхода считаем необходимым переобучение самих преподавателей новым формам работы, разработку и внедрение механизма мотивации преподавателей к новаторской деятельности, обеспечение прочных межпредметных и междисциплинарных связей в рамках учебных программ, разработку компетентностно-ориентированных учебных планов. В таблице приводится план работы (на примере одной темы).

Литература

  1. Васькин Д. Г., Сергеев В. В. Древесина ее строение и способы эффективной сушки. Учебное пособие: Филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре: 2007. 457 с.
  2. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. — М.: Высшее образование сегодня, 2004, № 3.
  3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. — М.: Высшее образование сегодня, 2003, № 5.
  4. Будущее европейского образования. Болонский процесс (Сорбонна — Болонья — Саламанка-рага). Составитель Е. В. Шевченко. СПб: Изд-во СПб ГПУ, 2002.
  5. Загрекова Л. В. Теория и технологии обучения. — М.: Высшая школа, 2004.

В. В. Сергеев, Д. Г. Васькин,
УдГУ, г. Кудымкар, РФ. По материалам доклада на V Международном евразийском симпозиуме
«Деревообработка: технологии, оборудование, менеджмент XXI века»,
г. Екатеринбург, РФ, сентябрь 2010 г.

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее